Sciencely

ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ: КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ТВОРЧЕСТВУ

2024-04-15 12:58
Как можно использовать обувь, кроме того, чтобы носить ее? Обычный человек придумает 3-4 варианта. Но тот, кто действительно мыслит творчески, сможет найти несколько десятков применений обуви (горшок для растений, грелка для рук, чашка и мухобойка – это вам для затравки).

Дивергентное мышление – это генерация творческих идей путем изучения множества возможных решений с использованием левого и правого полушария мозга. Хотя дивергентное мышление не эквивалентно творчеству, его часто рассматривают как показатель креативности. Исследователи считают, что способность создавать множество новых идей является признаком творческого процесса.

Пример дивергентного мышления в повседневной жизни – это мозговой штурм, при котором список возможных решений проблемы создается спонтанно и свободно. Цель состоит в том, чтобы сгенерировать как можно больше идей по конкретной теме, часто обнаруживая неожиданные связи.

Противоположность дивергентного мышления – конвергентное мышление, направленное на поиск единственного правильного ответа. Например, основная математическая задача (например, 1+1=2) требует конвергентного мышления, где вы следуете логическим шагам, чтобы прийти к единственному ответу. Однако некоторые математические задачи требуют дивергентного мышления для рассмотрения различных аспектов проблемы и поиска альтернативных решений.

Дивергентное мышление у детей – исключительный дар. Их непредвзятость полна возможностей и необычных, оригинальных рассуждений. Дошкольники в плане творческого мышления -- настоящие гении! Они получают исключительно высокие баллы в тестах на дивергентное мышление. Однако взросление обычно приводит к потере этого ценного качества.

В обществе мы придаем большое значение конвергентному мышлению, быстрому поиску единственного правильного ответа и дальнейшему движению вперед. Конвергентное мышление легко измерить и легко протестировать. Хотя детям нужны навыки как конвергентного, так и дивергентного мышления, именно второе часто недооценивается и не настолько полно развито или реализовано, насколько это возможно.

На наших программах и кружках мы стараемся побудить детей рассуждать и искать нетривиальные способы решения задач. Наука для этого отлично подходит. У нас дети выдвигают научные гипотезы, проверяют их с помощью экспериментов, анализируют полученные результаты и обсуждают их. И все это в игровой механике под руководством молодых ученых.

Мы подготовили для вас список действий, с помощью которых можно поддержать и развить дивергентное мышление у детей:

  • Задавайте открытые вопросы (без вариантов ответа).

  • Научите детей формировать и проверять гипотезы.

  • Решайте проблемы всей семьей, используя дивергентное мышление. Например, проведите мозговой штурм или составьте карту мыслей, чтобы стимулировать идеи.

  • Придумывайте вместе с детьми новые блюда, не используйте рецепты.

  • Максимально разрешайте, предусматривайте и поддерживайте самостоятельное исследование и экспериментирование ребенка (творчество).

  • Играйте в притворство. Многие писатели делают, реконструируя внутренний мир других людей. В притворной игре дети разыгрывают воображаемые сценарии и фантазируют.

  • Позвольте детям ставить под сомнение устоявшиеся истины и оттачивайте свои навыки критического мышления. Возможность бросить вызов норме не только способствует нестандартному мышлению, но и учит детей анализировать проблемы.

  • Изучение второго языка в раннем возрасте может способствовать развитию дивергентного мышления.