Sciencely
БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ

Как учиться лучше, чем 99% школьников: формируем полезные привычки

2025-09-25 11:42
Сел вечером полистать соцсети на 10 минут, а очнулся уже ночью. Знакомо? А ведь в планах было сделать уроки, почитать книгу, выучить 10 новых слов на английском... Как сформировать привычку к учебе и делать это с удовольствием — рассказывает команда школы «Олимп-Плюс».

Три принципа, которые могут изменить жизнь школьника

В 2018 году писатель Джеймс Клир выпустил книгу «Атомные привычки», ставшую бестселлером. В первой главе он рассказал, как получил серьезную травму в школе. Из-за этого спортивная карьера и колледж оказались под угрозой. Но Клир не сдался и через несколько лет был признан лучшим спортсменом своего университета, попал в книгу рекордов и получил медаль ректора. Секрет его успеха — в силе привычки. Давайте применим эти принципы к вашей учебе.

1. Маленькие привычки имеют большое значение, или Волшебство одного процента

Легко недооценивать небольшие изменения, потому что результат виден не сразу. Но улучшение всего на 1% каждый день приводит к большому росту в долгосрочной перспективе: вы станете почти в 37 раз лучше через год.

Например, вам не нужно сразу прорешивать весь задачник по физике, чтобы сдать ЕГЭ на максимум — начните с одной задачи в день. И так во всем. Не нужно учить 100 иностранных слов за вечер. Выучите 5 новых, пока едете в школу. Через месяц это будет около 100 слов, а через год уже больше 1000!

2. Фокусируйтесь на системах, а не на целях

Цель — это «получить пятерку за четверть по истории», и она может казаться недостижимой. А вот система — это те ежедневные шаги, которые приведут вас к этой цели, и выполнить их проще, ведь они дают ощутимый результат.

Например, после каждого урока истории дома прокрутите в голове пройденные даты и имена, перечитайте конспект. А в воскресенье можно устроить себе 15-минутный блиц-опрос по пройденным за неделю темам. Так вы начнете системно осваивать предмет, без проблем будете справляться с контрольными и в конце концов получите заветную пятерку в четверти.

3. Самое главное — изменение идентичности

Ваши действия вытекают из того, кем вы себя считаете. Изменив свое самовосприятие, вы сможете легче внедрить полезные привычки.

Начните думать: «Я — человек, который разбирается в математике», «Я — тот самый ученик, который всегда готов к уроку» или «Я — человек, с продвинутым знанием английского языка». Это меняет все! Если вы «тот, кто разбирается в математике», то решение дополнительной задачи становится не обузой, а подтверждением вашей идентичности.

Четыре шага к изменению поведения

Джеймс Клир предлагает практичную схему из четырех шагов для создания новых привычек.

1. Привычка должна быть очевидной (Стимул)

Если вы хотите больше читать, положите книгу на видное место и поставьте закладку. Ваш мозг будет натыкаться на эти сигналы и напоминать вам о намерении.

2. Привычка должна быть привлекательной (Желание)

Объедините неприятное с приятным. Не любите решать задачи по геометрии? Делайте это за кружкой вкусного какао или включив любимую фоновую музыку, которая помогает вам сосредоточиться. Так учеба будет ассоциироваться с удовольствием.

3. Привычка должна быть легкой (Реакция)

Упростите старт, ведь большая задача всегда пугает. Если сложно сесть за большое сочинение сразу, начните с составления плана эссе. Трудно начать учить стих? Для начала просто прочитайте его один раз вслух. Минимальное действие снижает барьер, а начав, гораздо проще продолжить.

4. Привычка должна приносить удовлетворение (Вознаграждение)

После 45 минут качественного выполнения домашнего задания сразу же дайте себе награду — 15 минут в любимой игре, серия сериала или разговор с другом. Мозг поймет, что усилия немедленно окупаются, и в следующий раз ему будет проще настроиться на работу.

Хорошие оценки, успехи в учебе — это не магия, а понятный механизм привычки, который может применять каждый. Начните с малого, создайте свою систему. Постепенно учеба станет приятной и полезной привычкой, которая сделает вас умнее, образованнее.

Школа «Олимп-Плюс» — это уютная школа на 300 человек на Крылатских холмах с охраняемой территорией, столовой со шведским столом, развитой инфраструктурой и психолого-тьюторской службой. Записаться на экскурсию по школе можно на сайте.