Дорогой друг! Совсем недавно мы встретились с тобой на нашей программе «Археология». Ты узнал, что археолог – это самый настоящий детектив, который расследует, как жили люди в прошлом. В качестве улик он использует вещи, найденные в земле на раскопках. Мы отправились с тобой на раскопки в Великом Новгороде в слое XII века. Сначала мы, как и все археологи, откапывали наши находки. Используя лопатки и кисти, мы аккуратно достали несколько артефактов, которые помогли нам узнать, что за люди жили в этом месте 800 лет назад. А для последующего анализа мы отправились в лаборатории.
1
В лаборатории анализа керамики и глины мы узнали, что, в зависимости от почвы, керамика может быть засолена или нет. В случае большого количества соли керамику нужно защищать от разрушения. К счастью, в нашей керамике солей не оказалось, и мы смогли заняться её анализом. По результатам качественных реакций мы выяснили, что в посуде из найденной керамики было что-то, содержащее глютен. Скорее всего, это была каша. Вместе с керамическими черепками были найдены косточки ягод. Мы определили, что это косточки вишни. Но оказалось, что вишня в XII веке не выращивалась в Великом Новгороде. Следовательно, она была куплена на рынке. По этому пункту мы решили, что семья была достаточно обеспечена и могла позволить себе купить вишню для любимого завтрака.
2
В лаборатории восстановления сплавов и металлов мы с помощью химических реакций узнали, из каких металлов состоят найденные нами артефакты. Изучили красочные минералы, из которых люди выделяют медь и железо уже более десяти веков. Затем нам удалось вернуть первозданный вид нашим находкам: для этого мы очистили медь от следов старения с помощью электролиза. Именно так, как это делают на современных металлургических заводах! Так как среди найденных нами находок были гвозди и кузнечные клещи, мы предположили, что глава семьи был кузнецом, изготавливающим гвозди, в XII веке это было очень почётное ремесло.
3
В лаборатории консервации ткани и текстиля мы тщательно изучили кусочек найденной нами ткани. Для начала мы узнали, какие ткани были в XII веке на Руси, какие из них люди могли изготовить сами, а какие привозили из далёких стран. С помощью микроскопов мы научились отличать шерстяные ткани от растительных, узнали про разные способы изготовления тканей и про разные типы плетения. Наша найденная ткань оказалась льном, и мы сделали вывод, что люди, проживавшие в месте наших раскопок, не являлись придворными, а относились к людям среднего достатка. Мы узнали, зачем необходимо консервировать находки, и при помощи специального консервационного раствора сохранили нашу ткань.
4
В лаборатории расшифровки грамот и рисунков для начала мы отправили найденные нами кусочки бересты размокать, чтобы потом их развернуть. В это время мы расшифровали другие берестяные грамоты, найденные в том же месте. После расшифровки мы решили, что они принадлежали большой и дружной семье, празднующей дни рождения и готовящейся к свадьбе. А на найденных нами кусочках бересты мы оставили свои сообщения и забрали их с собой.
Лучше разобраться в том, как жил средневековый Новгород, помогут книги издательства «Пешком в историю» о Новгороде. После знакомства с энциклопедией можно заполнить полевой журнал археолога, а потом поиграть в карточную игру.
Отправимся немного раньше, изучим происхождение человека. По сюжету этой книги дети заводят канал на YouТube — Science Ninjas, там они рассказывают о научных открытиях и о фактах.
купить книгу
ПОСМОТРЕТЬ
1
Археологическая экспедиция/ Один день
Серия небольших небольших документальных фильмов, которые погрузиться в романтику работы современных российских археологов.
2
Древнерусские берестяные грамоты
Это сайт, где зафиксированы все берестяные грамоты, найденные за все время. Тут можно встретить и рисунки мальчика Онфима.