ОЦЕНКИ В ШКОЛЕ:
ЧТО С НИМИ НЕ ТАК?
Разговор с Анастасией Ольховской,
педагогом, психологом
и руководителем разработки программ Sciencely.
Учебный год закончился – дети, родители и учителя могут выдохнуть спокойно (заранее приносим извинения сдающим ЕГЭ и ОГЭ). Но еще совсем недавно все пребывали в диком стрессе – итоговые контрольные, экзамены и прочие инструменты оценки полученных за год знаний. Стремление получить хорошую оценку часто перевешивает все остальное, и мало кто в этом хаосе еще понимает, зачем вообще дети ходят в школу.



Мы поговорили с Настей Ольховской о том, что не так со школьными оценками и что с этим делать родителям.

Настя руководит нашей командой разработки и по образованию психолог и педагог. Она считает, что оценки, прежде всего, должны давать детям обратную связь, а не являться самостоятельной целью.

- ЗАЧЕМ ВООБЩЕ СИСТЕМА ОЦЕНОК В ШКОЛЕ?

Невозможно себе представить учебу без обратной связи (ОС), если говорить про доказательную педагогику. Причем ребенку важно получать как быструю ОС (прямо сейчас, в моменте: что именно не получается), так и более широкую и глобальную (что поправить на длинной дистанции, а что идет хорошо).

- А КАК ОБЫЧНО ОЦЕНИВАЮТ УЧЕНИКОВ?

- Оценки учеников в школе нужны только если они дают адекватную обратную связь. Трудно ждать этого от по сути трехбалльной школьной системы (3, 4 и 5). Спросите учителей, за что они ставят оценку – за сравнение ребенка с ним же вчерашним или относительно стандарта? Или другой пример: задачи в контрольной по математике решены правильно, но с помарками. Это какая оценка?

- КАКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОБЫЧНО

ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ШКОЛАХ?

- Обычно в школе у каждого учителя свои критерии, и они не всегда прозрачны. Поэтому для ребенка оценка мало связана с его реальными знаниями. Все просто хотят пятерку любой ценой, чтобы быть хорошими. Оценки ребенка в школе становятся целью, хотя обратная связь не должна быть целью! Она должна помогать ребенку развиваться – не важно, хорошая она или плохая. Если у ребенка одни пятерки, всегда ли это говорит о том, что он развивается и работает над собой? Не уверена.

- А КАК СТАВЯТ ОЦЕНКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?

И КАК БЫТЬ РОДИТЕЛЯМ?

- Во-первых, желательно, чтобы к первому классу ребенок подходил с чувством, что ему интересно учиться и узнавать новое. И что ему помогут с обратной связью. Когда учеба началась, посмотрите внимательнее, что учитель пишет в детских тетрадях. Обычно там не просто стоит оценка, а есть пометки или замечания, то есть более или менее развернутая ОС. Обсудите ее это с ребенком, разберитесь, а не просто спросите «Что сегодня получил?»

Так формируется здоровое отношение к оценкам, и ребенок перестает делать из оценки культ. Если же вы видите, что ребенок не получает достаточно обратной связи, поговорите с учителем, как изменить эту ситуацию. Во многих начальных школах сейчас вообще не ставят оценки. Это попытка уйти от привычной схемы, и это не значит, что в 1-4 классах нет никакой ОС (хотя встречается и такое).

Обратная связь не должна быть целью!
Она должна помогать ребенку развиваться –
неважно, хорошая она или плохая.

- А КАК В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ?

- В средней школе важно объяснить ребенку ситуацию – да, есть оценки, и у каждого учителя свой подход к этому. Но учимся мы, опять же, не ради оценок. Следите за тем, чтобы у ребенка хватало обратной связи и она адекватно им воспринималась. Есть, кстати, разные сайты, где можно решать задачки и получать ОС.

Еще – не создавать культ оценок. Бабушки и дедушки особенно это любят, приводя в пример условного «сына маминой подруги», который окончил школу на одни пятерки. Это вообще ни о чем не говорит. Мы учимся не ради оценок, а ради знаний. И хорошо, если оценки адекватно отражают ситуацию, но это не всегда так.

- А ВАЖНО, КАКИЕ ОЦЕНКИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ?

ОНИ ВЛИЯЮТ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ И ПОСТУПЛЕНИЕ?

- В средней школе важно объяснить ребенку ситуацию – да, есть оценки, и у каждого учителя свой подход к этому. Но учимся мы, опять же, не ради оценок. Следите за тем, чтобы у ребенка хватало обратной связи и она адекватно им воспринималась. Есть, кстати, разные сайты, где можно решать задачки и получать ОС.

Еще – не создавать культ оценок. Бабушки и дедушки особенно это любят, приводя в пример условного «сына маминой подруги», который окончил школу на одни пятерки. Это вообще ни о чем не говорит. Мы учимся не ради оценок, а ради знаний. И хорошо, если оценки адекватно отражают ситуацию, но это не всегда так.
Еще в Sciencely.media

Делимся советами о том, как интересно

провести лето в городе.

Дивергентное

мышление

Почему оно важно для ребенка?

И как его развивать?