Космическая наука
Дорогой друг!

Ты побывал на программе "Космическая наука", где узнал больше о нашей планете и космосе, который ее окружает. На программе мы все вместе помогали подготовить очередной полет на Международную космическую станцию. Мы готовили все необходимое для эксперимента с растениями, проверяли приборы, которые ищут пробоины в корпусе и даже готовили космонавтам еду. Надеемся, их полёт на МКС пройдёт успешно.

Сегодня МКС - это самое удалённое от Земли место, где постоянно присутствуют люди. Но человечество не собираются останавливаться на достигнутом. Много современных исследований связано с планами по освоению спутника Земли - Луны. Именно ей и будут посвящены наши сегодняшние эксперименты.
Луна - единственный естественный спутник земли. Слово "спутник" означает, что Луна вращается вокруг нашей планеты, Земли. При этом Луна - естественный спутник, то есть возникла без влияния человека. Когда она возникла, и человека-то еще не было.

Луна - это самое близкое к нам космическое тело, до которого можно долететь и даже высадиться на поверхность. Конечно, всех, кто осваивает космос, очень привлекает такая возможность. В 1959 году до Луны впервые долетела советская межпланетная станция. А в 1969 году первый человек высадился первый человек - Нил Армстронг. В следующие три года американцы осуществили 6 раз смогли высадится на Луну.

Прошло 40 лет, и сегодня люди опять строят планы по освоению Луны. В ближайшие 10 лет земляне хотят запустить станцию, которая будет летать вокруг Луны и на которой все время смогут жить космонавты, эта станция может стать перевалочным пунктом для полётов к Марсу. А через 30-40 лет планируется постройка станции для постоянного пребывания на поверхности Луны. Вполне возможно, что на этой станции свои научные исследования сможешь вести и ты!


Эксперимент 1. Луна на небе
Тебе понадобится:

  1. Карандаш, ручка или фломастер
  2. Лист бумаги (ты можешь попросить родителей распечатать наш шаблон или просто нарисовать на листе несколько кругов размером примерно 5 см)

Днём на небе светит Солнце, а почти каждую ночь появляется Луна. Но из ночи в ночь луна выглядит по-разному. Какую Луну ты видел в небе? Закрась круги так, как ты помнишь, какие облики бывают у Луны на небе (иногда мы называем Луну - Месяц, но с точки зрения астрономии - это все Луна). Не обязательно использовать все нарисованные круги.

Если ты не можешь вспомнить, как может выглядеть Луна, то понаблюдай за ней несколько дней или посмотри на нее на разных фото ночного неба в интернете.

Эксперимент 2. Фазы луны
Тебе понадобится:

  1. Небольшой мяч или слегка надутый воздушный шарик
  2. Настольная лампа или фонарик
  3. Тёмная комната

В предыдущем опыте мы с тобой убедились, что один и тот же спутник Земли - Луна - из ночи в ночь меняется и может выглядеть совершенно по-разному. Почему это происходит? Есть две причины. Первая - Луна не светит сама, она просто отражает свет Солнца как, например, светоотражающие полоски на твоей одежде ночью отражают свет фонарей. Вторая - Луна крутится вокруг Земли.

Сейчас мы с проведем с тобой небольшой опыт, чтобы понять, почему мы видим Луну по-разному.
1
Поставь на стол или стул лампу и включи ее, лампа будет Солнцем.
2
Возьми в руки мяч. Он будет Луной, а ты - Землёй.
3
Выключи в комнате основной свет.
4
Встань так, чтобы лампа светила на тебя и держи мяч перед собой на вытянутой руке. Начни поворачиваться вокруг собственной оси и внимательно смотри на мяч. Что с ним происходит? Как он освещён?
Когда ты стоишь к лампе вполоборота, почти что смотришь на нее прямо, ты видишь, что у мячика освещён маленький краешек, но когда ты поворачиваешься к лампе боком и начинаешь поворачиваться спиной, то мяч становится освещён почти полностью. Когда ты повернешься к лампе спиной, мяч может попасть в твою тень. Это похоже на Лунное затмение - оно происходит, когда тень Земли падает на Луну, но происходит это не очень часто. Так что просто подними мяч повыше над головой или присядь и увидишь, что мяч освещён полностью. Продолжай поворачиваться и увидишь, как мяч в твоих руках освещён все меньше и меньше, а когда ты смотришь прямо на лампу в твоих руках оказывается тёмный кружок.

Точно так же меняется и Луна в небе. Когда она находится между Землёй и Солнцем к нам обращена ее теневая, темная сторона. Мы не видим её в небе и называем этот момент новолунием. Затем Луна начинает совершать свой оборот вокруг Земли, и мы видим маленький освещённый бочок Луны и называем его месяц. Он растёт и растёт и в тот момент, когда Земля оказывается между Луной и Солнцем, мы видим круглую, или как говорят, полную Луну. Луна продолжает свой оборот, и количество освещённой поверхности Луны все меньше и меньше. В это время говорят - Луна спадает. Примерно через 27 дней Луна вернётся на место, с которого начинала, и вновь будет новолуние.

Эксперимент 3. Лунные кратеры
Тебе понадобится:

  1. Мука
  2. Какао
  3. Цветная кондитерская посыпка
  4. Металлическая форма для выпечки или любая не слишком глубокая небьющаяся ёмкость
  5. Несколько камней размером от 0,5 до 4 см

Примерно 400 лет назад Галилео Галилей создал телескоп и смог рассмотреть Луну. Он обнаружил, что Луна имеет множество неровностей, большинство из которых круглой формы. Такие неровности он назвал кратеры. Ты можешь увидеть их с помощью бинокля. Кажется, что изучить эти кратеры можно, только совершив путешествие на Луну. Но 350 лет назад Роберт Гук объяснил их появление, не выходя из собственного дома.

Сегодня мы предлагаем провести тебе похожий эксперимент.

ИНСТРУКЦИЯ:
1
Подготовь место для эксперимента. Застели пол клеенкой или газетой, а лучше проведи эксперимент на улице. В противном случае будь готов пропылесосить и помыть полы после эксперимента.
2
Возьми металлическую форму для выпечки. Чтобы устроить несколько испытаний можешь подготовить сразу несколько форм.
3
Насыпь в формы слой муки, толщиной примерно 3 см. Затем насыпь сверху немного цветной кондитерской посыпки, около 2х столовых ложек и присыпь все сверху какао так, чтобы оно закрывало предыдущие слои. Чтобы сделать поверхность более ровной можешь использовать сито или кружку-сито для муки.
4
Наша лунная поверхность готова, пришло время метеоритов. Возьми камень, подними его на уровень головы и отпусти так, чтобы он упал в миску. Изучи свой кратер. Скорее всего, вокруг кратера ты увидишь выбросы нижних слоев грунта. Эти выбросы образуют форму, похожую на звезду. Во все ли стороны расходятся лучи? Возможно на поверхность выскочило и немного кондитерской посыпки. Это различные минералы, которые есть в грунте Луны. Остался твой метеорит внутри кратера или выскочил наружу?
5
Возьми другие камни и запусти еще несколько метеоритов. Запусти часть из них под углом к поверхности. После серии запусков изучи получившиеся кратеры. Где лежит метеорит? Есть ли выбросы минералов? Какой формы выбросы грунта?
6
Сравни свои кратеры с фотографиями лунных кратеров, похожи ли они?
Кратер Джордано Бруно
Кратер Тихо
Кратер Платона
Кратер Аристотеля