ХИМИЯ
БИОЛОГИЯ
МЕДИЦИНА
ФИЗИКА
#13
Начинаем цикл занятий по химии элементов. Познакомимся с таблицей Менделеева и обсудим, что такое химический элемент и чем элемент отличается от вещества. Подробнее поговорим про неметаллы и их отличия от металлов. Получим два простых вещества - серу и кислород.
#14
Более подробно поговорим про галогены и ярких представителей этой группы элементов - хлор, бром и йод. Проведём возгонку йода, с её помощью проявим отпечаток, а также сделаем качественную реакцию на крахмал и проверим его содержание с бананах и картофеле.
#15
Продолжим разговор о химии элементов и более подробно обсудим химические свойства металлов. Растворим магний в воде и узнаем, почему его относят к щелочно-земельным элементам. Поговорим про активность металлов, сравним активность магния, цинка и меди, а затем используем это свойство для получения меди из медного купороса.
#16
Выясним, часто ли мы встречаемся с металлами в чистом виде. Поговорим о сплавах и их применении, проанализируем содержимое копилки и выясним, из каких сплавов делают монеты. Растворим монеты и скрепки и понаблюдаем за их коррозией. В конце занятия проведём викторину по химии элементов и узнаем несколько интересных фактов про металлы и неметаллы.
#17
Что такое электрический ток? Почему раствор соли проводит электричество, а раствор сахара – нет? Выясним, какие вещества могут проводить ток. Используя графит, создадим сложную и красивую электрическую схему, а также познакомимся с электролизом и получим с его помощью образец металла.
#18
Погрузимся в основы физической химии и узнаем, за счёт чего происходят химические реакции. Разберём понятие энтропии и объясним, почему беспорядок в комнате – это нормально в масштабах вселенной. Основываясь на этих знаниях, объясним охлаждение/нагревание раствора при растворении в нём некоторых веществ и извлечём тепло из химических веществ для создания грелки для рук.
#19
Немного уйдем в физику и разберемся в природе света. Узнаем, что тепло – это тоже свет. Поймём, как химическая структура хлорофилла позволяет ему превращать энергию света в энергию химической реакции. Разберемся в основах флуоресценции и причинах свечения красок и живых организмов в темноте, сами синтезируем люминофоры на основе борной кислоты и заставим их светиться с помощью ультрафиолета.
#20
Продолжим разговор про взаимосвязь химии и света, а заодно в очередной раз убедимся, что химия - красивая наука. Освоим азы цианотипии, разрушим химические вещества с помощью света и создадим картины в голубых тонах. Поговорим про хемилюминесценцию и проведём опыт, в результате которого ненадолго осветим тёмную комнату.
#21
Обсудим физические свойства химических веществ (агрегатные состояния, температуры плавления и кипения, плотность) и узнаем, зачем зимой посыпают дороги солью и почему спирт никогда не бывает 100%-ным. Поговорим про плотность растворов, разделим водно-спиртовую смесь с помощью соли и создадим многослойную жидкость, а после экспериментов устроим небольшой квиз.
#22
Вырастим кристаллы и аморфные тела на основе стекла, которые, впрочем, могут внешне очень напоминать что-то кристаллическое. Разобьем неорганический сад, обесцветим медный купорос и выясним, от чего зависит цвет.
#23
Познакомимся с цветовой палитрой соединений хрома и ещё раз (теперь более наглядно) поговорим про реакции окисления и восстановления. Узнаем ещё один метод качественного анализа - фотометрию пламени.
#24
Подведём итоги химического кружка: проведём два эффектных опыта и постараемся дать объяснение наблюдаемым изменениям.
#13
Познакомимся с морской экосистемой. Рассмотрим настоящие образцы губок, моллюсков, иглокожих и рыб. Проведем эксперимент с растворением раковин моллюсков в лимонной кислоте, а также составим морскую пищевую цепочку.
#14
Изучим природные зоны и узнаем, как растения и животные приспособлены к обитанию в разных условиях. Рассмотрим пух гаги, которая живет в тундре и шишку сосны сибирской из тайги. Изучим семейства насекомых, рассмотрим под микроскопом крыло бабочки и сверчка, попробуем на ощупь кокон тутового шелкопряда, а затем составим пищевую цепочку наземной экосистемы.
#15
Изучим искусственные природные сообщества — агробиоценозы. Узнаем, откуда родом сельскохозяйственные растения и кто их дикие предки. Прорастим в чашке Петри однодольные и двудольные растения.
#16
Познакомимся с молекулой ДНК. Выделим ДНК из собственной слюны и прочитаем последовательность ДНК по графикам прибора-секвенатора. Узнаем, какие бывают генетические болезни и как работает генная терапия.
#17
Изучим еще один тип биополимеров — белки. Смоделируем первичную, вторичную и третичную структуру белка на проволоке с бусинами.  Определим присутствие белка альбумина в организме с помощью тест-полосок. Подготовимся к следующему занятию — приготовим агарозный гель.
#18
Познакомимся с устройством биологической лаборатории. Узнаем, какие бывают методы разделение биомолекул: хроматография, центрифугирование и гель-электрофорез. Проведем опыт по разделению изумрудного и фиолетового пищевых красителей гель-электрофорезом. Определим преступника по электрофореграмме ДНК.
#19
Поставим серию экспериментов над ферментами. Узнаем, что это такое и зачем они нужны. Расщепим подсолнечное масло липазой, белки альбумином, крахмал амилосубтилином. Напоследок измерим активность ферментов в собственной слюне.
#20
Разберем основы генной инженерии. Соберем плазмиду бактерий для производства белков. Приготовим питательную среду для молочнокислых бактерий. Определим pH среды тест-полосками. Посадим культуры лактобацилл в готовые среды в колбу.
#21
Займемся практической биотехнологией. Узнаем, как бактерии и плесневые грибы используются в пищевой промышленности. Самостоятельно приготовим  йогурт и молодой сыр из цельного молока, а также освоим технологию получения французских сыров рокфор и камамбер.
#22
Займемся изучением стволовых клеток. Проведем эксперимент с меристемными клетками растений.
#23
Познакомимся со строением и принципом работы мозга человека. На гипсовой модели изучим расположение зон коры больших полушарий.
#24
Подведем итоги всех занятий курса и вспомним важнейшие эксперименты. Закрепим материал с помощью квиза.
#13
Займёмся психиатрией и узнаем, чем эта специальность отличается от всех остальных областей медицины. Познакомимся с некоторыми психиатрическими заболеваниями. Поймём, что такое медицинская этика и почему к психиатрическим пациентам нужно относиться с пониманием. Узнаем, что такое психометрия и самостоятельно выполним психометрические тесты на внимание и память.
#14
Займёмся аллергологией, поймём, что такое аллергическая реакция, на какие раздражители она может возникнуть. Узнаем, что есть несколько типов аллергических реакций, развивающихся по разным механизмам. Поймём, как оказать человеку с острой аллергической реакцией первую помощь, как контролировать аллергию. Проведём скарификационную пробу, позволяющую оценить реакцию пациента на разные виды аллергенов.
#15
Займёмся токсикологией и поймём, что такое токсические вещества, как они влияют на организм человека, как определить наличие токсических веществ в организме. Что такое отравления, как их лечить и почему так важно знать, чем именно отравился человек. Узнаем, какие тесты, помимо токсикологических, способны определить наличие разнообразных веществ в организме, например, гормонов и антител. Проведём промывание желудка, токсикологическую экспертизу биологических жидкостей: крови, мочи и рвотных масс.
#16
Займёмся дерматологией и познакомимся с нашей кожей - сложным органом, который всегда на виду. Разберём основные кожные элементы, поймём, что придаёт коже цвет и с какими заболеваниями кожи мы можем столкнуться. Научимся проводить самообследование и поймём, как заботиться о коже так, чтобы не допустить развитие опасных заболеваний.
#17
Займёмся нефрологией и поймём, как работают наши почки, какие функции в нашем организме они выполняют. Узнаем, как устроена мочевая система, что такое мочеточники и мочевой пузырь. Рассмотрим мочекаменную болезнь и другие заболевания почек. Поймём, почему в организме человека могут образовываться камни и в каких органах они могут находиться. Проведём литоэкстракцию камней из мочеточника и желчного протока.
#18
Займёмся трансплантологией, поймём, какие органы и ткани человека можно пересаживать и сколько они могут выживать вне организма. Узнаем, какие сложности возникают при трансплантации органов и почему аутотрансплантация лишена этих проблем. Поймём, что такое репалантация, через какой промежуток времени можно пришить обратно потерянную часть тела и как правильно её хранить до приезда к врачу. Узнаем, как врачи могут восстановить утраченный орган, и как пластическая хирургия помогает людям восстановиться после тяжёлых травм.
#19
Займёмся микробиологией и узнаем, чем бактерии отличаются от вирусов и почему для лечения бактериальных и вирусных инфекций нужны разные лекарственные средства. Разберёмся, что такое антибиотики, как они работают и когда их нужно применять. Разберём тонкости забора мазков из зева и носа. Проведём посев бактерий на питательную среду в чашку Петри, а затем проверим, как антисептики и антибиотики ограничивают рост бактерий.
#20
Займёмся пульмонологией и узнаем, как устроены наши лёгкие. Поймём как мы дышим и каким образом кислород из окружающего воздуха попадает в нашу кровь. Узнаем, что такое сатурация и почему она может сообщить нам о проблемах с лёгкими. Вспомним, как аускультация помогает врачам заподозрить заболевания лёгких. Узнаем, что такое пневмония, абсцесс и новообразование лёгких. Выполним операцию по резекции части лёгкого и пересадим долю донорского лёгкого.
#21
Займемся сосудистой хирургией и узнаем, почему заболевания сосудов — одни из самых угрожающих. Разберемся во всех тонкостях системы кровообращения, научимся отличать малый круг от большого, вены от артерий. Поймём, что такое тромбы, какие они бывают и почему они так опасны. Узнаем, как внутри устроены вены и почему возникает варикоз. Проведём удаление варикозно расширенной вены и склерозирование варикозных узелков.
#22
Займёмся травматологией, познакомимся со строением опорно-двигательного аппарата. Узнаем, как мышцы прикрепляются к костям. Поймём, почему при переломах, разрывах мышц и сухожилий происходит нарушение нормального движения. Поймём, что такое переломы, как их лечить, как долго они срастаются. Узнаем, что иногда травматологи специально ломают кости пациентов, для того чтобы исправить неправильно сращение костей или увеличить рост человека. Зашьём разорванное сухожилие и восстановим движение в конечности.
#23
Познакомимся с работой пластического хирурга. Вспомним, что пластическая хирургия - не всегда блажь пациента, но часто и необходимая операция. Поймём, в каких случаях пациенту показано вмешательство пластического хирурга.  Вылечим перелом носа, проведём операцию по исправлению искривлённой носовой перегородки.
#24
Займёмся неврологией и узнаем, насколько сложна наша нервная система. Познакомимся со строением спинного мозга, нервных волокон и нейронов. Поймём, как мы чувствуем внешние раздражители и выполняем осознанные действия. Разберёмся с рефлекторными дугами. Проведём неврологические тесты и вылечим сдавление спинного мозга грыжей межпозвоночного диска.
#13
Начинаем цикл занятий “Физика в ….”, позволяющий разглядеть физические законы в различных областях наук и жизни человека. Начинаем с ботаники - раздела биологии, посвященного растениям. Узнаем, как растения используют физику в своей жизни: для распространения, развития и комфортного существования при самых разнообразных условиях.
#14
Узнаем, какие тайны хранит Вселенная: скрытая масса и темная материя. Моделируем вращение (галактики/планетные системы), гравитационную линзу и открытый в условиях невесомости эффект Джанибекова.
#15
Знакомимся с наукой геофизикой: разбираемся в причинах появления вулканов, гейзеров землетрясений и цунами, находим самое безопасное место на Земле, изучаем полезные ископаемые и способы их добычи. Моделируем сланцевый способ добычи нефти и собственные колебания Земли.
#16
Исследуем климатообразующие факторы планеты: течения в океанах, узнаем о вкладе Солнца, особенностях климатических поясов. Знакомимся с изменениями климата по циклам Миланковича и узнаем, что такое Земля-снежок. Моделируем конвекционную зону Солнца и делаем настоящую реоскопическую жидкость.
#17
Говорим подробнее об атмосфере: структура, состав, самые интересные и необычные явления. Разбираемся в циклонах и антициклонах, узнаем, что такое серебристые облака и как их увидеть. Создаем область пониженного давления, собственное мини-облако и наблюдаем за влиянием атмосферного давления на примере сообщающихся сосудов.
#18
Разгадываем физические основы работы медицинских приборов, узнаем, какие виды электромагнитного излучения использует медицина, делаем домашнюю модель лазерного микроскопа для проверки домашних жидкостей и стетоскоп, основываясь на способности звуковых волн передаваться на расстоянии сквозь различные материалы.
#19
 Узнаем, какую роль играет физика в науке приготовления пищи: в частности, рассмотрим всевозможную термическую обработку продуктов. Вспоминаем фазовые переходы, сублимацию, теплоемкость и теплопроводность. Изучаем основные приемы молекулярной кухни и применяем один из них (желефикация) на практике.
#20
Изучаем методы наблюдательной астрономии: спектрометры, телескопы. Узнаем о сложностях современной астрономии (аберрации). Конструируем собственный телескоп по аналогии с галилеевским и исследуем механику дифракции света на щели и разложения его в спектр.
#21
Рассматриваем основные инженерно-физические приемы, применяемые в архитектуре: уровни (лазерный, отвесный и пузырьковый), распределение давления, звуко- и теплоизоляция. Собираем мост Леонардо да Винчи, сперва изучив виды мостов. Узнаем, какие башни еще “падают” помимо знаменитой Пизанской.
#22
Узнаем нюансы, возникающие на стыке двух главных естественных наук: Физики и Химии (как понять, где закончилась физика, а началась химия, и наоборот?). Разбираем химические процессы: электролиз, эндо- и экзотермические реакции, люминесценция - которые имеют физические проявления. Узнаем, зачем нужны вытяжные шкафы и термоустойчивая лабораторная посуда.
#23
Будем искать физику в различных областях искусства (классическом и современном): изобразительном, кино и фотографии, скульптуре и музыке.
#24
Терморегуляция, дифракция, простые механизмы - все эти сложные слова и явления животные научились использовать задолго до того, как человек их открыл и объяснил. Узнаем, почему кенгуру так хорошо прыгает, зачем собаки высовывают языки и холодно ли полярным медведям зимой.