ХИМИЯ
БИОЛОГИЯ
МЕДИЦИНА
ГЕОГРАФИЯ
ФИЗИКА
#13
Немного уйдем в физику и разберемся в природе света. Узнаем, что тепло – это тоже свет. Поймём, как химическая структура хлорофилла позволяет ему превращать энергию света в энергию химической реакции. Разберемся в основах флуоресценции и причинах свечения красок и живых организмов в темноте, сами синтезируем люминофоры на основе борной кислоты и заставим их светиться с помощью ультрафиолета.
#14
Поговорим о том, что такое минералы и как они образуются. Растворим пирит и малахит, проведём качественные реакции на содержащиеся в них металлы. Растворим ракушку и коралл, а полученный при растворение коралла пигмент используем в качестве кислотно-основного индикатора. Обесцветим коралл нагреванием и заставим флюорит светиться.
#15
Погрузимся в основы физической химии и узнаем, за счёт чего происходят химические реакции. Разберём понятие энтропии и объясним, почему беспорядок в комнате – это нормально в масштабах вселенной. Основываясь на этих знаниях, объясним охлаждение/нагревание раствора при растворении в нём некоторых веществ и извлечём тепло из химических веществ для создания грелки для рук.
#16
Отвлечёмся от фундаментальной науки – поиграем в шпионов и художников. Освоим азы цианотипии, разрушим химические вещества с помощью света и создадим картины в голубых тонах. Превратим бытовые жидкости в чернила для шпионов, а также научимся исправлять помарки в тетрадях без помощи корректора. И, конечно, разберёмся, какие химические реакции лежат в основе наблюдаемых превращений.
#17
Что такое электрический ток? Почему раствор соли проводит электричество, а раствор сахара – нет? Разложим соль на ионы, с головой нырнём в растворы и с помощью лимонной кислоты, цинковых скрепок и медной проволоки зажжём светодиод без помощи батарейки. Пропустим ток через грифель карандаша и, используя графит, создадим сложную и красивую электрическую схему.
#18
Обсудим физические свойства химических веществ (агрегатные состояния, температуры плавления и кипения, плотность) и узнаем, зачем зимой посыпают дороги солью и почему спирт никогда не бывает 100%-ным. Поговорим про плотность растворов, разделим водно-спиртовую смесь с помощью соли и создадим многослойную жидкость, а после проведём традиционную научную викторину и подведём промежуточные итоги.
#19
Поэкспериментируем с содержимым аптечки: узнаем про очищающие свойства активированного угля и с помощью него соберем фильтр для воды, определим pH раствора с помощью зелёнки, проведём качественные реакции с часто используемыми таблетками (парацетамол, аспирин).
#20
Поговорим про ещё один важный класс биомолекул – витамины. Выясним их роль в жизнедеятельности организмов. Разберёмся, где содержатся витамины, в каких количествах они необходимы человеку, почему дневная доза витамина С больше, чем у всех остальных витаминов, и как он влияет на качество волос и кровеносных сосудов. Узнаем про водорастворимые и жирорастворимые витамины, проведём качественные реакции на витамины С и Е и проверим их содержание в продуктах питания.
#21
Разберёмся в структуре древесины и пластика и узнаем, что у них общего. Поговорим о полимерах и о их роли в нашей жизни. Самостоятельно создадим полимерные изделия, используя природные полимеры - агар, желатин и крахмал.
#22
Проведём краткий экскурс в коллоидную химию и узнаем, почему создание красок и лаков – это целая наука. Разберёмся, как создают краски, какие бывают пигменты, из чего делали краски в древности. Самостоятельно синтезируем органические и неорганические пигменты.
#23
Прервёмся на чай: поговорим о веществах, которые содержатся в чае - кофеине, танине и хлорофилле – и их биологической роли. Проведём качественные реакции на танин, сделаем чернила из чая, выделим кофеин, а также помощью химических реакций проведём контроль качества нескольких чайных марок.
#24
Поговорим про вещества и их любовь к воде (гидрофильность) и нелюбовь (гидрофобность). Объясним это с помощью знаний об их химическом строении. Выведем мыло на чистую воду: обсудим поверхностно-активные вещества и двойственность их строения. Разберёмся, почему по стеклянной поверхности вода растекается, а на пластиковой образует капли, а затем попробуем это изменить.

Подведём итоги годового курса в формате научной викторины.
#13
Познакомимся с морской экосистемой. Рассмотрим настоящие образцы губок, моллюсков, иглокожих и рыб. Проведем эксперимент с растворением раковин моллюсков в лимонной кислоте, а также составим морскую пищевую цепочку.
#14
Изучим природные зоны и узнаем, как растения и животные приспособлены к обитанию в разных условиях. Рассмотрим пух гаги, которая живет в тундре и шишку сосны сибирской из тайги. Изучим семейства насекомых, рассмотрим под микроскопом крыло бабочки и сверчка, попробуем на ощупь кокон тутового шелкопряда, а затем составим пищевую цепочку наземной экосистемы.
#15
Изучив естественные экосистемы, переходим к знакомству с искусственными природными сообществами — агробиоценозами. Узнаем, откуда родом сельскохозяйственные растения и кто их дикие предки. Самостоятельно прорастим однодольные и двудольные растения в чашке Петри.
#16
Переходим к изучению более сложных биологических дисциплин - познакомимся с молекулой ДНК. Выделим ДНК из собственной слюны и прочитаем последовательность ДНК по графикам прибора-секвенатора. Узнаем, какие бывают генетические болезни и как работает генная терапия.
#17
Погрузимся в протеомику – науку о белках. Разберемся, как формируются эти гигантские молекулы и для чего они нужны. Растворим альбумин в воде и попробуем разрушить его разными способами – нагреванием и денатурацией в кислоте. Определим, есть ли этот белок в слюне и курином яйце. Напоследок разберемся в строении антител и узнаем, как они используются.
#18
Посетим биохимическую лабораторию и узнаем, какие аналитические методы используют биологи. Узнаем, как работают хроматография, центрифугирование, а еще своими руками разделим пищевой краситель гель-электрофорезом. Напоследок найдем преступника, сделав форез ДНК.
#19
Поставим серию экспериментов над ферментами. Узнаем, что это такое и зачем они нужны. Расщепим подсолнечное масло липазой, белки альбумином, крахмал амилосубтилином. Напоследок измерим активность ферментов в собственной слюне.
#20
Разберемся в базовых принципах генной инженерии. Соберем плазмиду для производства полезных белков. Приготовим питательную среду для молочнокислых бактерий, а затем измерим pH их среды и сымитируем процесс производства лекарства с помощью ГМО.
#21
Станем пищевыми биотехнологами и попробуем воссоздать самые изысканные продукты. Получим сыр из молока с помощью кислоты, а затем заселим его правильными культурами бактерий и грибов для ферментации. Изучим плесень под микроскопом, а напоследок сделаем йогурт с помощью лактобактерий собственного производства.
#22
Займемся передовыми исследованиями в области генетики - клонированием. Разберемся, как ученые создали овечку Долли, и составим схему этого процесса. Изучим разные культуры клеток, выясним особенности их деления. Узнаем, как стволовые клетки могут открыть нам путь к медицине будущего.
#23
Исследуем работу собственного мозга с помощью нейробиологических тестов. Детально разберем строение сетчатки глаза, а затем найдем у себя слепое пятно. Узнаем, почему мы ничего не видим, заходя с улицы в темную комнату. Напоследок разберемся, за какие функции отвечают разные зоны мозга.
#24
Подведем итоги всех занятий курса и вспомним важнейшие эксперименты. Закрепим материал с помощью квиза.
#13
Займёмся психиатрией и узнаем, чем эта специальность отличается от всех остальных областей медицины. Познакомимся с некоторыми психиатрическими заболеваниями. Поймём, что такое медицинская этика и почему к психиатрическим пациентам нужно относиться с пониманием. Узнаем, что такое психометрия и самостоятельно выполним психометрические тесты на внимание и память.
#14
Займёмся дерматологией, узнаем, как устроена кожа, каким образом она защищает нас от инфекций внешнего мира, что такое первичные и вторичные кожные элементы и с каким пигментом связаны разные цвета кожи. Поймём, как дерматологи исследуют кожу, какие болезни кожи встречаются чаще всего и как их предотвратить. Проведём иссечение гнойника и удаление родинки со злокачественным потенциалом.
#15
Начинаем знакомство с токсикологией и разбираемся, что такое токсические вещества, как они влияют на организм человека и как определить наличие таких веществ в организме. Поговорим об отравлениях и узнаем, как их лечить. Проведём промывание желудка и токсикологическую экспертизу биологических жидкостей.
#16
Переходим к трансплантологии. Узнаем, какие органы и ткани человека можно пересаживать и сколько они могут выживать вне организма. Поймём, какие сложности возникают при трансплантации органов и почему аутотрансплантация лишена этих проблем. Узнаем, что такое репалантация, через какой промежуток времени можно пришить откусанный палец и как правильно его хранить до приезда к врачу, а затем сами проведём операцию по реплантации пальца, сошьём сосуды, нервы и кожу.
#17
Вновь займёмся общей хирургией. Вспомним, как правильно ушивать раны и разберём новые виды швов. Разберемся с видами ран, правилами асептики и антисептики. Узнаем, почему некоторые раны заживают бесследно, а после некоторых остаются рубцы. Проведём первичную хирургическую обработку загрязнённой раны, промоем рану, иссечём её края и проведём ушивание.
#18
Займёмся нефрологией и поймём, как работают наши почки и какие функции они выполняют в нашем организме. Узнаем, как устроена мочевая система, рассмотрим мочекаменную болезнь и другие заболевания почек. Поймём, почему в организме человека могут образовываться камни и в каких органах они могут находиться, а затем сами проведём литоэкстракцию камней.
#19
Займёмся микробиологией и узнаем, чем бактерии отличаются от вирусов и почему для лечения бактериальных и вирусных инфекций нужны разные лекарственные средства. Разберёмся, что такое антибиотики, как они работают и когда их нужно применять. Разберём тонкости забора мазков из зева и носа. Проведём посев бактерий на питательную среду в чашку Петри, а затем проверим, как антисептики и антибиотики ограничивают рост бактерий.
#20
Поговорим об аллергологии. Поймём, что такое аллергическая реакция, какие бывают типы аллергических реакций и почему они могут возникнуть. Поймём, как оказать первую помощь человеку с острой аллергической реакцией и как контролировать аллергию. Проведём скарификационную пробу, позволяющую оценить реакцию пациента на разные виды аллергенов.
#21
Переходим к травматологии. Поймём, что такое переломы, как их лечить, как долго они срастаются. Узнаем, что иногда травматологи специально ломают кости пациентов, для того чтобы исправить неправильное сращение костей или увеличить рост человека. Узнаем, как травматологи лечат переломы костей черепа и сами проведём операцию по фиксации сломанных костей верхней челюсти.
#22
Вновь поговорим о флебологии. Углубимся в сосудистую хирургию, поймём, что такое тромбы, какие они бывают и почему они так опасны. Узнаем, как внутри устроены вены и почему возникает варикоз. Проведём удаление варикозно расширенной вены и склерозирование варикозных узелков.
#23
Займёмся неврологией. Познакомимся со строением нашей нервной системы и узнаем, насколько она сложна. Узнаем, почему инсульт является одним из самых опасных заболеваний, как его можно заподозрить. Поймём, как мы чувствуем внешние раздражители и выполняем осознанные действия. Разберёмся с рефлекторными дугами, а затем проведём неврологические тесты и выполним операцию по сшиванию нерва.
#24
В заключительный день курса займёмся изучением современных методов диагностики в медицине. Познакомимся с рентгеном, компьютерной томографией, магниторезонансной томографией, позитронно-эмиссионной томографией, ультразвуковыми исследованиями, электрокардиограммой. Узнаем про такие лучевые методы лечения как гамма-нож и брахитерапия, познакомимся с роботами-хирургами. В финальной части занятия коснёмся самых интересных фактов из всех областей медицины.
#1
Обсуждаем, как со временем менялись представления людей о мире, и какие географические открытия делаются сейчас. Изучаем старинные карты и вспоминаем, какие великие открытия были сделаны в разные эпохи.
#2
Изучаем самую наглядную модель Земли - глобус. Выясняем, зачем на нем нанесены тропики и полярные круги. Затем пытаемся решить классическую проблему географии и перенести изображение поверхности земного шара на плоскую карту.
#3
Разбираемся, что такое стороны света, и чем они отличаются от частей света. Делаем главный инструмент любого географа и путешественника - компас. Превращаем комнату в незнакомую местность и учимся определять, где восходит и заходит солнце.
#4
Смотрим на планету с высоты полета самолета и из космоса и узнаем, как изучают Землю при помощи спутников. Дешифрируем спутниковые снимки, сделанные в разное время года, чтобы увидеть, как двигается граница снега и меняются контуры пустынь. А еще учимся находить города, дороги и побережья ночью.
#5
Работаем с разными видами карт и выясняем, какими они бывают. Учимся отличать физические карты от топографических, крупномасштабные от мелкомасштабных. А еще рисуем топографическую карту и наносим на нее леса, сады и дороги.
#6
Ищем самые необычные географические признаки, которые можно нанести на карту. Затем каждый ребенок делает свою индивидуальную карту, нанося на нее свои путешествия, любимые страны, родные места членов его семьи. Все это - с соблюдением важнейших картографических норм.
#7
Изучаем погоду в доме и на улице: измеряем температуру, влажность, давление, силу ветра. Выясняем, почему эти параметры постоянно меняются, и что влияет на климат и погоду. Заводим журнал метеонаблюдений, собираем барометр, и пытаемся сделать с его помощью как можно более точные прогнозы погоды.
#8
Почему на разных материках живут разные обитатели, и почему многие животные никогда не увидятся друг с другом? Ищем ответы на главные вопросы об ареалах обитания. А еще находим места обитания редких животных и растений, и наносим их на карты.
#9
Вода - источник жизни на Земле. Разбираемся, какой воды больше - пресной, или соленой, а еще учимся определять соленость и кислотность воды и угадывать, из какой части света она привезена.
#10
По словам Вернадского, почва - зеркало ландшафта. Выясняем, почему почва - больше, чем просто верхний слой земной коры, а заодно учимся определять, что именно находится у нас под ногами. Собираем небольшие модели почвенных профилей и узнаем, в чем ценность хорошего чернозема.
#11
Самое холодное занятие курса. Погружаемся в гляциологию - науку о льдах. Расследуем гибель Титаника, изучаем разные виды ледников и разбираемся, почему лед может быть голубым. А еще пробуем превратить снег в фирн и лед прямо в домашнем морозильнике.
#12
Финальное занятие. Подводим итоги по дневникам погоды, хвастаемся получившимися друг у друга картами, и проводим квиз по всем пройденным темам.
#1
Рассказываем, что такое физика, и как она позволяет изучать невидимые для глаз явления. Разбираемся в агрегатных состояниях веществ, пытаемся смешать несмешиваемое. Затем измеряем размер молекулы масла, разлившегося по столу, и делаем неньютоновскую жидкость.
#2
Выясняем, что такое магнетизм, и где находится самый крупный магнит, к которому может прикоснуться каждый из нас (планета Земля). Заставляем магниты парить и превращаем картину силовых линий магнитного поля в произведение современного искусства.
#3
Разбираемся в основных законах электричества и ищем связь между электрическим и магнитным полем. Своими руками собираем компас и электромагнит, а заодно выясняем, как работают рамки металлодетекторов и почему они могут быть опасны для людей с кардиостимуляторами.
#4
Пожалуй, самое громкое занятие курса, посвящённое физике звука. Выясняем, что роднит звук со светом. Учимся музицировать на винных бокалах и измеряем частоту и громкость с помощью заранее скачанного приложения Spectroid. Разбираемся, как увидеть звуковую волну с помощью сахара и металлической мембраны, а напоследок собираем простейший телефон.
#5
Это занятие можно назвать самым ярким. Погружаемся в физику света и отвечаем на вопрос, почему разные предметы имеют разный цвет. Выясняем, можно ли узнать давление света, а также собираем камеру обскура и разгадываем секрет аббревиатуры RGB.
#6
Примеряем на себя роль шпионов и делаем гаджеты, используя законы оптики. Заглянем за угол с помощью зеркал, заставим монетку исчезнуть, а еще разбираемся, где в нашей повседневной жизни используются зеркала и линзы.
#7
Изучаем важнейшие законы термодинамики и учимся не замерзать при любых обстоятельствах. Нагреваем металл, чтобы увидеть его тепловое расширение, и остужаем резину, чтобы разбить ее на кусочки. Выясняем, какой свет лучше греет - синий, или красный. А еще надежно защищаем бумагу от горения, отводя от нее тепло огня.
#8
Еще одно занятие, посвященное оптике. С помощью призмы Ньютона выясняем, почему нельзя запретить радугу, и как собрать из радуги белый луч. Затем измеряем коэффициент преломления разных жидкостей. Напоследок проводим эксперименты с поляризационным фильтром и ищем слабое место у пластмассовой линейки.
#9
Рассказываем про виды давления и объясняем разницу между весом и массой. Затем отправляемся исследовать космос и строим несколько видов настольных ракет. Имитируем невесомость и заставляем шарик парить в потоке воздуха, чтобы понять, что испытывают космонавты на орбите.
#10
Разбираемся в главной причине, почему мы до сих пор не можем добраться из Москвы в Нью-Йорк за час - сопротивлении воздуха. Выясняем, что такое обтекаемая форма, и почему самолеты и автомобили выглядят такими гладкими. Утопим разные предметы в воде на скорость, а еще сделаем водный реактивный двигатель.
#11
Делаем легендарный маятник Фуко и выясняем, существует ли центробежная сила. Собираем простейший гироскоп и разбираемся в его неочевидном поведении. А еще обсуждаем, какие явления вращения применяются в технике.
#12
Постигаем секреты равновесия и ищем идеальный баланс для разных предметов. Собираем своими руками "невозможную" установку из деревянных палочек и нитей. Все для того, чтобы разобраться в законах классической механики.