#1
Познакомимся не только друг с другом, но и с правилами техники безопасности. Проведём химические реакции, в которых выпадает осадок, образуется газ, выделяется тепло, меняется цвет. Все эти изменения называются признаками химических реакций.
#2
Разберёмся в том, почему при смешении какие-то соли вступают в реакцию, а какие-то нет. Доберёмся до самой сути и узнаем про ионы - частицы, из которых состоит любая соль. Экспериментально подтвердим: соли с одинаковыми ионами вступают в одни и те же реакции, а знание свойств химических веществ помогает установить состав неподписанных реактивов.
#3
Из ионов состоят не только соли, но и кислоты. Выясним, что кислотность продукта зависит от количества особых “кислотных” ионов - ионов водорода. Определим количество ионов водорода в продуктах питания с помощью универсального кислотно-основного индикатора. Познакомимся с другими индикаторами и их шкалой.
#4
Чаще всего, человек имеет дело с растворами веществ. Далеко не все вещества растворяются в воде, но человек нашёл им применение. Разберёмся, какие бывают пигменты и из чего делали красители в древности. Самостоятельно синтезируем неорганические пигменты и создадим собственные краски.
#5
Познакомимся с устройством химических веществ, поговорим про химические связи и разберёмся, почему соль нельзя назвать молекулой. Соберём объёмные модели молекул, входящих в состав воздуха, а также модель графита и другие химические структуры.
#6
Разберёмся в структуре древесины и пластика и узнаем, что у них общего. Поговорим о полимерах и о их роли в нашей жизни. Промаркируем пластик, самостоятельно создадим полимерное изделие и клейкую массу. Разрушим один полимер (крахмал) с помощью другого полимера (фермента).
#7
Всё живое и мы с вами — тоже химия. Разберёмся, из каких молекул мы состоим и что мы едим. Занятие будет посвящено углеводам. Приготовим реактив Бенедикта и научимся делать качественную реакцию на глюкозу, а после проверим содержание глюкозы в мёде и в растворе крахмала, который разрушается ферментом.
#8
Продолжаем погружаться в химию биополимеров. Занятие будет посвящено белкам. Научимся опытным путём отличать волокна шерсти от синтетики и познакомимся с одним из способов снятия отпечатков пальцев.
#9
Погрузимся в медицинскую химию и узнаем, как в структуре и механизмах действия лекарственных веществ. Поэкспериментируем с содержимым аптечки: узнаем про очищающие свойства активированного угля и с помощью него создадим фильтр для воды, определим кислотность с помощью зелёнки, проведём качественные реакции с часто используемыми таблетками (парацетамол, аспирин).
#10
Поговорим про витамины - ещё один важный класс биомолекул - и их роль в жизнедеятельности организмов. Разберёмся, где содержатся витамины, в каких количествах они необходимы человеку, почему дневная доза витамина С больше, чем у всех остальных витаминов, и как он влияет на качество волос и кровеносных сосудов. Узнаем про водорастворимые и жирорастворимые витамины. Проведём качественные реакции на витамины С и проверим его содержание в продуктах питания.
#11
Рассмотрим растения как источники химических веществ. Прервёмся на чай: поговорим о веществах, которые содержатся в чае, - кофеине, танине и хлорофилле - и их биологической роли. Проведём качественные реакции на танин, сделаем чернила из чая и выделим кофеин.
#12
Поговорим о том, что такое минералы и как они образуются. Растворим малахит, проведём качественные реакции на содержащиеся в нём металлы. Растворим ракушку и коралл, а полученный при растворение коралла пигмент используем в качестве кислотно-основного индикатора. Обесцветим коралл нагреванием и заставим флюорит светиться.
#13
Начинаем цикл занятий по химии элементов. Познакомимся с таблицей Менделеева и обсудим, что такое химический элемент и чем элемент отличается от вещества. Подробнее поговорим про неметаллы и их отличия от металлов. Получим два простых вещества - серу и кислород.
#14
Более подробно поговорим про галогены и ярких представителей этой группы элементов - хлор, бром и йод. Проведём возгонку йода, с её помощью проявим отпечаток, а также сделаем качественную реакцию на крахмал и проверим его содержание с бананах и картофеле.
#15
Продолжим разговор о химии элементов и более подробно обсудим химические свойства металлов. Растворим магний в воде и узнаем, почему его относят к щелочно-земельным элементам. Поговорим про активность металлов, сравним активность магния, цинка и меди, а затем используем это свойство для получения меди из медного купороса.
#16
Выясним, часто ли мы встречаемся с металлами в чистом виде. Поговорим о сплавах и их применении, проанализируем содержимое копилки и выясним, из каких сплавов делают монеты. Растворим монеты и скрепки и понаблюдаем за их коррозией. В конце занятия проведём викторину по химии элементов и узнаем несколько интересных фактов про металлы и неметаллы.
#17
Что такое электрический ток? Почему раствор соли проводит электричество, а раствор сахара – нет? Выясним, какие вещества могут проводить ток. Используя графит, создадим сложную и красивую электрическую схему, а также познакомимся с электролизом и получим с его помощью образец металла.
#18
Погрузимся в основы физической химии и узнаем, за счёт чего происходят химические реакции. Разберём понятие энтропии и объясним, почему беспорядок в комнате – это нормально в масштабах вселенной. Основываясь на этих знаниях, объясним охлаждение/нагревание раствора при растворении в нём некоторых веществ и извлечём тепло из химических веществ для создания грелки для рук.
#19
Немного уйдем в физику и разберемся в природе света. Узнаем, что тепло – это тоже свет. Поймём, как химическая структура хлорофилла позволяет ему превращать энергию света в энергию химической реакции. Разберемся в основах флуоресценции и причинах свечения красок и живых организмов в темноте, сами синтезируем люминофоры на основе борной кислоты и заставим их светиться с помощью ультрафиолета.
#20
Продолжим разговор про взаимосвязь химии и света, а заодно в очередной раз убедимся, что химия - красивая наука. Освоим азы цианотипии, разрушим химические вещества с помощью света и создадим картины в голубых тонах. Поговорим про хемилюминесценцию и проведём опыт, в результате которого ненадолго осветим тёмную комнату.
#21
Обсудим физические свойства химических веществ (агрегатные состояния, температуры плавления и кипения, плотность) и узнаем, зачем зимой посыпают дороги солью и почему спирт никогда не бывает 100%-ным. Поговорим про плотность растворов, разделим водно-спиртовую смесь с помощью соли и создадим многослойную жидкость, а после экспериментов устроим небольшой квиз.
#22
Вырастим кристаллы и аморфные тела на основе стекла, которые, впрочем, могут внешне очень напоминать что-то кристаллическое. Разобьем неорганический сад, обесцветим медный купорос и выясним, от чего зависит цвет.
#23
Познакомимся с цветовой палитрой соединений хрома и ещё раз (теперь более наглядно) поговорим про реакции окисления и восстановления. Узнаем ещё один метод качественного анализа - фотометрию пламени.
#24
Подведём итоги химического кружка: проведём два эффектных опыта и постараемся дать объяснение наблюдаемым изменениям.
#1
Разберемся в эволюции жизни: начнём с палеонтологии. Узнаем, как изучают ископаемые, "раскопаем" свою окаменелость и определим находку. Найдем общее у древних животных и их современных родственников.
#2
Узнаем про особенности бактерий и про способы их культивации в лаборатории.
Готовим питательную среду, стерилизуем и разливаем по чашкам Петри. Оставляем на чашках отпечатки своих рук, грязных и вымытых с мылом.
#3
Узнаем особенности строения и жизнедеятельности групп растений — водорослей, мхов, плаунов и папоротников. Узнаем, как устроен таллом бурой водоросли ламинарии. Рассмотрим настоящие образцы мхов и плаунов.
#4
Узнаем особенности строения и жизнедеятельности царств Грибы и Лишайники. Подготовим субстрат для выращивания вешенки и в дальнейшем понаблюдаем за ее ростом. Рассмотрим настоящие образцы базидиевых и сумчатых грибов, а также листовых (на веточке) и кустистых лишайников.
#5
Познакомимся с группами семенных растений — голосеменных и цветковых. Обсудим цикл развития голосеменных на примере сосны. Изучим разные виды плодов цветковых.
#6
Дети узнают общие сведения о внешнем и внутреннем строение разных органов растений. На спиле дерева и срезе клубня картофеля изучают расположение тканей в стебле. Проводят эксперимент по геотропизму корня гороха.
#7
Узнаем о группе беспозвоночных животных с упором на членистоногих. Пройдём квиз по насекомым. Подготовим аквариум и выведем культуру ракообразных из яиц.
#8
Разбираемся в строении рыб и земноводных. После этого приступаем к определению вида рыбы по строению её чешуи. Земноводных научимся различать по строению их икры.
#9
Изучаем классы: пресмыкающиеся и птицы. Научимся отличать яйца пресмыкающихся по форме. Рассмотрим внутреннее устройство яиц амниот на примере яйца перепелки. Проведем опыт с растворением скорлупы в кислоте. Рассмотрим под лупой пуховое и контурное перья птиц, найдем бороздки и крючочки.
#10
Разберемся, как млекопитающие приспособились к разным условиям обитания на Земле. Определим животное по отпечатку нижней челюсти. Послушаем лекцию профессионального зоолога о работе в полевых условиях.
#11
Познакомимся с этапами эволюции человека. Разберёмся с отличиями обезьяны от человека. Попробуем себя в роли древних людей: сделаем орудие, слепим керамическое изделие и научимся добывать огонь.
#12
Подведем итоги всех занятий кружка: обсуждаем пройденный материал, делимся результатами экспериментов и наблюдениями за ними, вспоминаем то, что забылось.
#13
Познакомимся с морской экосистемой. Рассмотрим настоящие образцы губок, моллюсков, иглокожих и рыб. Проведем эксперимент с растворением раковин моллюсков в лимонной кислоте, а также составим морскую пищевую цепочку.
#14
Изучим природные зоны и узнаем, как растения и животные приспособлены к обитанию в разных условиях. Рассмотрим пух гаги, которая живет в тундре и шишку сосны сибирской из тайги. Изучим семейства насекомых, рассмотрим под микроскопом крыло бабочки и сверчка, попробуем на ощупь кокон тутового шелкопряда, а затем составим пищевую цепочку наземной экосистемы.
#15
Изучив естественные экосистемы, переходим к знакомству с искусственными природными сообществами — агробиоценозами. Узнаем, откуда родом сельскохозяйственные растения и кто их дикие предки. Самостоятельно прорастим однодольные и двудольные растения в чашке Петри.
#16
Познакомимся с молекулой ДНК. Выделим ДНК из собственной слюны и прочитаем последовательность ДНК по графикам секвенатора. Узнаем, какие бывают генетические болезни и как работает генная терапия.
#17
Изучим еще один тип биополимеров — белки. Смоделируем первичную, вторичную и третичную структуру белка на проволоке с бусинами. Определим присутствие белка альбумина в организме с помощью тест-полосок. Подготовимся к следующему занятию — приготовим агарозный гель.
#18
Познакомимся с устройством биологической лаборатории. Узнаем, какие бывают методы разделение биомолекул: хроматография, центрифугирование и гель-электрофорез. Проведем опыт по разделению изумрудного и фиолетового пищевых красителей гель-электрофорезом. Определим преступника по электрофореграмме ДНК.
#19
Живые клетки как химические лаборатории. Изучим, что такое ферменты и для чего они нужны. Проведем ферментативную реакцию — расщепление крахмала амилазой. Измерим активность амилазы в слюне.
#20
Разберем основы генной инженерии. Соберем плазмиду бактерий для производства белков. Приготовим питательную среду для молочнокислых бактерий. Определим pH среды тест-полосками. Посадим культуры лактобацилл в готовые среды в колбу.
#21
Займемся практической биотехнологией. Узнаем, как бактерии и плесневые грибы используются в пищевой промышленности. Самостоятельно приготовим йогурт и молодой сыр из цельного молока, а также освоим технологию получения французских сыров рокфор и камамбер.
#22
Займемся изучением стволовых клеток. Проведем эксперимент с меристемными клетками растений.
#23
Познакомимся со строением и принципом работы мозга человека. На гипсовой модели изучим расположение зон коры больших полушарий.
#24
Наш кружок заканчивается. Подведем итоги длительных экспериментов и повторим пройденное в формате квиза.
#1
На занятии познакомимся с хирургией. Узнаем, кто такие хирурги и чем они отличаются от терапевтов, поймём, как хирурги лечат заболевания. Познакомимся с операционной - местом работы любого хирурга. Научимся орудовать основными инструментами хирурга: скальпелем и иглодержателем, познакомимся с многообразием разрезов и швов, научимся резать и зашивать.
#2
Займёмся гематологией и узнаем, что такое кровь, из чего она состоит и какие функции выполняет. Познакомимся с клетками крови: эритроцитами, лейкоцитами и тромбоцитами, узнаем, как они работают в нашем организме. Разберёмся, что такое группы крови и почему их больше четырёх. Научимся самостоятельно определять группу крови с помощью цоликлонов. Узнаем,как выполняется забор крови на анализ, проведём забор крови из вены в вакуумную пробирку, выполним внутривенную инъекцию. Узнаем, что такое ликвор и как выполнить пункцию спинномозговой жидкости.
#3
Узнаем, что изучает наука эндокринология и какие органы в нашем организме выполняют эндокринную функцию. Проведём гемитиреоидэктомию - операцию по резекции доли щитовидной железы. Сохраним паращитовидные железы и поймем, для чего они нужны.
#4
Узнаем, кто такой врач оториноларинголог: проведем осмотр полости рта, промывание миндалин, вскрытие паратонзиллярного абсцесса, переднюю и заднюю тампонаду носа.
#5
Перед тем, как приступать к масштабным хирургическим операциям, разберемся в анестезиологии. Сделаем нашему макету местное обезболивание, узнаем, как работает наркоз. На второй половине занятия познакомимся с реаниматологией, научимся определять признаки жизни, делать сердечно-легочную реанимацию и выполним плановую трахеостомию.
#6
Займемся физикальным обследованием: освоим правильную технику перкуссии и пальпации. Проведём перкуссию макета и определим, как звучат по-разному заполненные полости. Найдем на макете конгломерат лимфоузлов, лимфатический тяж, новообразование, мышечное напряжение, газовую гангрену и кишку.
#7
Поговорим о десмургии - науке о наложении повязок. Поймем, как правильно оказать первую помощь при кровотечении, вывихе, растяжении и переломе. Научимся накладывать повязки на руку, ногу и голову.
#8
Познакомимся с профессией офтальмолога. Поймем, как устроен глаз: как мы двигаем глазами и как мы видим. Узнаем про распространенные болезни глаз и проведем операцию по пересадке хрусталика.
#9
Займёмся абдоминальной хирургией, поймём, в чём её отличие от общей хирургии и с какой областью тела она работает. Вспомним строение желудочно-кишечного тракта, поймём, как он защищён от внешней среды и почему в этой защите могут возникать бреши. Узнаем, что такое грыжа и почему она может ущемляться. Поймём, чем опасна кишечная непроходимость. Проведём операцию с целью вправления грыжи и ушивания грыжевых ворот.
#10
Займёмся сосудистой хиругией, поймём, какие типы сосудов есть в нашем организме и чем они отличаются друг от друга. Узнаем, как кровоснабжаются все наши органы и сами сосуды. Поймём из-за чего в сосуде может нарушаться ток крови и к каким последствиям это приводит. Узнаем, что такое атеросклероз и чем он отличается от тромбоза. Разберёмся, почему инфаркт опаснее стенокардии. Познакомимся с методами лечения тромбоза и атеросклероза. Выполним тромболизис, тромбэкстракцию и шунтирование.
#11
Займёмся нейрохирургией и поймём, почему она так сложна. Узнаем, как устроен мозг, за что отвечают его отделы, зачем мозгу серое и белое мозговое вещество. Узнаем, как мозг управляет всем нашим телом. Поймём, что такое инсульт, почему он бывает ишемическим и геморрагическим и как его вовремя распознать. Узнаем, как проводят операции на открытом мозге. Разберёмся, чем так опасны опухоли мозга. Выполним операция по удалению внутримозгового новообразования.
#12
Подведём итоги нашего курса. Станем настоящими врачами, соберём консилиум и разберём тяжёлый клинический случай. Проанализируем анамнез пациента, результаты лабораторных и лучевых методов исследования. Поставим правильный диагноз и назначим эффективное лечение.
#13
Займёмся психиатрией и узнаем, чем эта специальность отличается от всех остальных областей медицины. Познакомимся с некоторыми психиатрическими заболеваниями: СДВГ, ОКР, аутизмом. Поймём, что такое медицинская этика и почему к психиатрическим пациентам нужно относиться с пониманием. Узнаем, что такое психометрия, какие тесты применяют психиатры и психологи для оценки различных психических функций. Самостоятельно выполним психометрические тесты на внимание и память.
#14
Займёмся аллергологией, поймём, что такое аллергическая реакция, на какие раздражители она может возникнуть. Узнаем, что есть несколько типов аллергических реакций, развивающихся по разным механизмам. Поймём, как оказать человеку с острой аллергической реакцией первую помощь, как контролировать аллергию. Проведём скарификационную пробу, позволяющую оценить реакцию пациента на разные виды аллергенов.
#15
Займёмся токсикологией и поймём, что такое токсические вещества, как они влияют на организм человека, как определить наличие токсических веществ в организме. Что такое отравления, как их лечить и почему так важно знать, чем именно отравился человек. Узнаем, какие тесты, помимо токсикологических, способны определить наличие разнообразных веществ в организме, например, гормонов и антител. Проведём промывание желудка, токсикологическую экспертизу биологических жидкостей: крови, мочи и рвотных масс.
#16
Займёмся дерматологией и познакомимся с нашей кожей - сложным органом, который всегда на виду. Разберём основные кожные элементы, поймём, что придаёт коже цвет и с какими заболеваниями кожи мы можем столкнуться. Научимся проводить самообследование и поймём, как заботиться о коже так, чтобы не допустить развитие опасных заболеваний.
#17
Займёмся нефрологией и поймём, как работают наши почки, какие функции в нашем организме они выполняют. Узнаем, как устроена мочевая система, что такое мочеточники и мочевой пузырь. Рассмотрим мочекаменную болезнь и другие заболевания почек. Поймём, почему в организме человека могут образовываться камни и в каких органах они могут находиться. Проведём литоэкстракцию камней из мочеточника и желчного протока.
#18
Займёмся микробиологией и узнаем, чем бактерии отличаются от вирусов, почему для лечения бактериальных и вирусных инфекций нужны разные лекарственные средства. Разберёмся, что такое антибиотики, как они работают и когда их нужно применять. Разберём тонкости забора мазков из зева и носа. Проведём посев бактерий на питательную среду в чашку Петри. Проверим, как антисептики и антибиотики ограничивают рост бактерий.
#19
Займёмся трансплантологией, поймём, какие органы и ткани человека можно пересаживать и сколько они могут выживать вне организма. Узнаем, какие сложности возникают при трансплантации органов и почему аутотрансплантация лишена этих проблем. Поймём, что такое реплантация, через какой промежуток времени можно пришить откусанный палец и как правильно его хранить до приезда к врачу. Проведём операцию по реплантации пальца, сошьём сосуды, нервы и кожу.
#20
Займёмся пульмонологией и узнаем, как устроены наши лёгкие. Поймём как мы дышим и каким образом кислород из окружающего воздуха попадает в нашу кровь. Узнаем, что такое сатурация и почему она может сообщить нам о проблемах с лёгкими. Вспомним, как аускультация помогает врачам заподозрить заболевания лёгких. Узнаем, что такое пневмония, абсцесс и новообразование лёгких. Выполним операцию по дренированию кисты лёгкого и проведём бронхоальвеолярный лаваж.
#21
Займемся сосудистой хирургией и узнаем, почему заболевания сосудов — одни из самых угрожающих. Разберемся во всех тонкостях системы кровообращения, научимся отличать малый круг от большого, вены от артерий. Поймём, что такое тромбы, какие они бывают и почему они так опасны. Узнаем, как внутри устроены вены и почему возникает варикоз. Проведём удаление варикозно расширенной вены и склерозирование варикозных узелков.
#22
Займёмся травматологией, познакомимся со строением опорно-двигательного аппарата. Узнаем, как мышцы прикрепляются к костям. Поймём, почему при переломах, разрывах мышц и сухожилий происходит нарушение нормального движения. Поймём, что такое переломы, как их лечить, как долго они срастаются. Узнаем, что иногда травматологи специально ломают кости пациентов, для того чтобы исправить неправильно сращение костей или увеличить рост человека. Зашьём разорванное сухожилие и восстановим движение в конечности.
#23
Познакомимся с работой пластического хирурга. Вспомним, что пластическая хирургия - не всегда блажь пациента, но часто и необходимая операция. Поймём, в каких случаях пациенту показано вмешательство пластического хирурга. Вылечим перелом носа, проведём операцию по исправлению искривлённой носовой перегородки.
#24
Займёмся неврологией и узнаем, насколько сложна наша нервная система. Познакомимся со строением мозга, нервных волокон и нейронов. Узнаем, почему инсульт является одним из самых опасных заболеваний, как его можно заподозрить. Поймём, как мы чувствуем внешние раздражители и выполняем осознанные действия. Разберёмся с рефлекторными дугами. Проведём неврологические тесты и выполним операцию по сшиванию нерва.
#1
Познакомимся с историей географических исследований с древнейших времён до современности. Узнаем, как великие географические открытия меняли карту мира. Изучим 4 старинные карты и определим их возраст.
#2
Знакомимся с глобусом, как наглядной моделью Земли. Затем переходим от глобуса к карте — на примере апельсина выясняем, почему нельзя изобразить круглую землю на плоской бумаге без искажений. Разбираемся, как картографы решают эту проблему при помощи проекций.
#3
Поговорим о сторонах света — севере, юге, западе и востоке. Узнаем, как определить стороны света по карте, глобусу и на местности, как устроен компас и куда показывает его стрелка. Поймем, чем отличаются географические полюса от магнитных и почему компас иногда может ввести в заблуждение.
#4
Смотрим на планету с высоты полета самолета и из космоса и узнаем, как изучают Землю при помощи спутников. Дешифрируем спутниковые снимки, сделанные в разное время года, чтобы увидеть, как двигается граница снега и меняются контуры пустынь. А еще учимся находить города, дороги и побережья ночью.
#5
Работаем с разными видами карт и выясняем, какими они бывают. Учимся отличать физические карты от топографических, крупномасштабные от мелкомасштабных. А еще рисуем топографическую карту и наносим на нее леса, сады и дороги.
#6
Ищем самые необычные географические признаки, которые можно нанести на карту. Затем каждый ребенок делает свою индивидуальную карту, нанося на нее свои путешествия, любимые страны, родные места членов его семьи. Все это - с соблюдением важнейших картографических норм.
#7
Изучаем погоду в доме и на улице: измеряем температуру, влажность, давление, силу ветра. Выясняем, почему эти параметры постоянно меняются, и что влияет на климат и погоду. Заводим журнал метеонаблюдений, собираем барометр, и пытаемся сделать с его помощью как можно более точные прогнозы погоды.
#8
Почему на разных материках живут разные обитатели, и почему многие животные никогда не увидятся друг с другом? Ищем ответы на главные вопросы об ареалах обитания. А еще находим места обитания редких животных и растений, и наносим их на карты.
#9
Вода - источник жизни на Земле. Разбираемся, какой воды больше - пресной, или соленой, а еще учимся определять соленость и кислотность воды и угадывать, из какой части света она привезена.
#10
По словам Вернадского, почва - зеркало ландшафта. Выясняем, почему почва - больше, чем просто верхний слой земной коры, а заодно учимся определять, что именно находится у нас под ногами. Собираем небольшие модели почвенных профилей и узнаем, в чем ценность хорошего чернозема.
#11
Самое холодное занятие курса. Погружаемся в гляциологию - науку о льдах. Расследуем гибель Титаника, изучаем разные виды ледников и разбираемся, почему лед может быть голубым. А еще пробуем превратить снег в фирн и лед прямо в домашнем морозильнике.
#12
Финальное занятие. Подводим итоги по дневникам погоды, хвастаемся получившимися друг у друга картами, и проводим квиз по всем пройденным темам.
#1
Знакомим ребят друг с другом, с собой и с новым (или уже знакомым) им предметом - физикой. Рассказываем, что изучает. Особенности веществ (их состояний) в мире вокруг нас.
#2
Изучаем новый раздел физики - тепловые явления. Знакомимся с понятием температуры, энергии, наблюдаем за изменением свойств веществ в зависимости от изменения температуры.
#3
Рассказываем о магнетизме, магнитном поле, его особенностях и источниках. О магнитном поле Земли (какую функцию несет, откуда берется) и других планет.
Опыты помогут нам увидеть невидимое в обычных условиях магнитное поле и даже запечатлеть его картину в пространстве на многие года! Ну а на десерт - элементарный пример левитации.
#4
Изучаем связь двух полей: электрического и магнитного. Понимаем их особенности, разбираемся в окружающих явлениях, связанных с комбинацией данных видов полей: телефоны и ноутбуки, металлоискатели, провода. Мастерим простейший электромагнит; прибор, чувствительный к магнитному полю (подобие классического компаса), чтобы воспроизвести современную версию опыта Эрстеда.
#5
Изучаем вид электромагнитных волн - свет. Узнаем о двойственной природе света (корпускулярно-волновой дуализм), источниках света в природе и разнице понятий "свет" и "цвет". Разбираемся в особенностях смешения цветов RGB с помощью самостоятельно собранного диска Ньютона и мастерим камеру обскура.
#6
Изучаем одно из свойств света: способность отражаться от поверхностей. Узнаем о явлении полного внутреннего отражения (увидев собственными глазами) и применении его в оптоволокнах, а также разбираемся, какие зеркала существуют, и где их используют, а также проверяем меткость с помощью зеркал и лазера.
#7
Изучаем свойства света как волны: способность преломляться (диспергировать) и поляризоваться. Узнаем, из-за чего происходит преломление света, где его можно увидеть: радуга, “кровавая” луна, миражи и пр. В ходе опытов “приручаем” радугу, “ломаем” карандаш, обнаруживаем угол полного внутреннего отражения для воды и масла и по-новому смотрим на экраны техники благодаря явлению поляризации.
#8
Знакомимся со следующим видом волн (после электромагнитных) - звуковыми волнами. Разбираемся в природе звука, в причинах слышимых различий. Визуализируем звуковые волны и покоряем их, используя в прикладных целях (игра на бокалах + простейший телефон).
#9
Познакомимся с понятием давления в твердых веществах, жидкостях и газах. Узнаем, от чего оно зависит и как его можно использовать на практике (плавание, полеты, ветра и другое), а также, чем оно опасно.
#10
Разберем, что такое движение, каким бывает (кинематика), от чего зависит (динамика) на примерах относительности движения, равномерного/равноускоренного движения и сил, которые их порождают. С помощью опытов убедимся в существенном влиянии силы сопротивления среды на движущиеся объекты, смоделируем зыбучие пески “наоборот” и научимся снимать эффектное видео/фото движущихся объектов с помощью принципа относительности.
#11
Изучаем движение по окружности: вращение и обращение, а также связанные с этим типом механического движения силы и эффекты. Конструируем модель маятника Фуко и познаем возможности центробежной силы.
#12
Финальное занятие цикла. Узнаем условие равновесия тел, учимся находить центр масс и центр тяжести предметов разной формы, секреты балансировки. В конце - небольшой квиз на пройденный материал и физическую “интуи
#13
Начинаем цикл занятий “Физика в ….”, позволяющий разглядеть физические законы в различных областях наук и жизни человека. Начинаем с ботаники - раздела биологии, посвященном растениям. Узнаем, как растения используют физику в своей жизни: для распространения, развития и комфортного существования при самых разнообразных условиях.
#14
Узнаем, какие тайны хранит Вселенная: скрытая масса и темная материя. Моделируем вращение (галактики/планетные системы), гравитационную линзу и открытый в условиях невесомости эффект Джанибекова.
#15
Знакомимся с наукой геофизикой: разбираемся в причинах появления вулканов, гейзеров землетрясений и цунами, находим самое безопасное место на Земле, изучаем полезные ископаемые и способы их добычи. Моделируем сланцевый способ добычи нефти и собственные колебания Земли.
#16
Исследуем климатообразующие факторы планеты: течения в океанах, узнаем о вкладе Солнца, особенностях климатических поясов. Знакомимся с изменениями климата по циклам Миланковича и узнаем, что такое Земля-снежок. Моделируем конвекционную зону Солнца и делаем настоящую реоскопическую жидкость.
#17
Говорим подробнее об атмосфере: структура, состав, самые интересные и необычные явления. Разбираемся в циклонах и антициклонах, узнаем, что такое серебристые облака и как их увидеть. Создаем область пониженного давления, собственное мини-облако и наблюдаем за влиянием атмосферного давления на примере сообщающихся сосудов.
#18
Разгадываем физические основы работы медицинских приборов, узнаем, какие виды электромагнитного излучения использует медицина, делаем домашнюю модель лазерного микроскопа для проверки домашних жидкостей и стетоскоп, основываясь на способности звуковых волн передаваться на расстоянии сквозь различные материалы.
#19
Узнаем, какую роль играет физика в науке приготовления пищи: в частности, рассмотрим всевозможную термическую обработку продуктов. Вспоминаем фазовые переходы, сублимацию, теплоемкость и теплопроводность. Изучаем основные приемы молекулярной кухни и применяем один из них (желефикация) на практике.
#20
Изучаем методы наблюдательной астрономии: спектрометры, телескопы. Узнаем о сложностях современной астрономии (аберрации). Конструируем собственный телескоп по аналогии с галилеевским и исследуем механику дифракции света на щели и разложения его в спектр.
#21
Рассматриваем основные инженерно-физические приемы, применяемые в архитектуре: уровни (лазерный, отвесный и пузырьковый), распределение давления, звуко- и теплоизоляция. Собираем мост Леонардо да Винчи, сперва изучив виды мостов. Узнаем, какие башни еще “падают” помимо знаменитой Пизанской.
#22
Узнаем нюансы, возникающие на стыке двух главных естественных наук: Физики и Химии (как понять, где закончилась физика, а началась химия, и наоборот?). Разбираем химические процессы: эндо- и экзотермические реакции, люминесценция - которые имеют физические проявления. Узнаем, зачем нужны вытяжные шкафы и термоустойчивая лабораторная посуда.
#23
Ищем физику в различных областях искусства (классическом и современном): изобразительном, кино и фотографии, скульптуре и музыке.
#24
Терморегуляция, дифракция, гидрофобность - все эти сложные слова и явления животные научились использовать задолго до того, как человек их открыл и объяснил. Узнаем, почему кенгуру так хорошо прыгает, зачем собаки высовывают языки и холодно ли полярным медведям зимой.