инструкция к подарку
Геология
Дорогой друг!

Перед тобой находится подарок с программы "Геология"! Мы рады, что ты продолжаешь исследовать окружающий мир, за пределами наших программ. Сегодня тебе предстоит изучить, как формируется внешний вид пещер, почему их своды украшены каменными сосульками, а на полу стоят необычной формы скульптуры.

У тебя в подарке:
  1. Магнезия (гептагидрат сульфата магния)
  2. Медный купорос (сульфат меди (II))
  3. Одна из половинок чашки Петри
  4. Две скрепки
  5. Моток нитки
    ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
    (прочитай этот раздел вместе с кем-то из взрослых, с которыми ты живешь)

    В твоем наборе нет опасных веществ, однако пробовать на вкус их нельзя. Если вдруг какое-то вещество попало тебе на кожу, в рот или глаза, нужно незамедлительно промыть это место большим количеством воды.
    ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
    (прочитай этот раздел вместе с кем-то из взрослых, с которыми ты живешь)

    В твоем наборе нет опасных веществ, однако пробовать на вкус их нельзя. Если вдруг какое-то вещество попало тебе на кожу, в рот или глаза, нужно незамедлительно промыть это место большим количеством воды.
    Инструкция:
    1
    Выбери удобное для проведения эксперимента место. Учти, что эксперимент займет несколько дней. Так что это должно быть такое место, где ты сможешь легко оставить собранную модель и наблюдать за ней в течение нескольких дней.
    2
    Приготовь раствор медного купороса. Для этого в контейнер с медным купоросом долей воды (температура большого значения не имеет, но чем она будет теплее, тем быстрее в ней растворится соль) до отметки 100 мл. Закрой контейнер крышкой и встряхни. Проверь, что весь медный купорос растворился в воде.
    3
    Аналогичным образом приготовь раствор сульфата магния или хлорида натрия. (см. пункт 2).
    4
    Поставь контейнеры с растворами солей на расстоянии около 15 см друг от друга.
    5
    Привяжи скрепки к концам веревки. Утяжеленные таким образом концы веревки легко опустятся на дно стакана.
    6
    Держа веревку за скрепки, смочи ее в растворе сульфата магния или хлорида натрия.
    7
    Опусти один конец веревки в раствор сульфата магния или хлорида натрия, а другой — в раствор медного купороса так, как показано на схеме (см. ниже). Проследи, чтобы веревка не касалась никаких поверхностей и чтобы она немного провисала в середине.
    8
    Подставь чашку Петри посередине между контейнерами так, чтобы место провисания нити располагалось ровно над ней.
    9
    Убедись, что нить начала промокать в солевых растворах и в месте провисания нити образовалась капля.
    10
    Твоя модель готова. Осталось только наблюдать. Предлагаем тебе в течение 4х дней в одно и тоже время наблюдать рост сталактита и сталагмита.

    Как еще бывает?
    Аналогичным образом можно провести эксперимент, заменив сульфат магния другой солью. Это может быть поваренная соль (хлорид натрия) или сода (гидрокарбонат натрия). Чтобы приготовить насыщенные растворы этих солей тебе потребуется 35 г соли и 10 г соды соответственно. В зависимости от того, какую соль ты выбрал, форма образовавшихся кристаллических наростов — сталактитов, может быть разной.

    Так же и в природе, вода может содержать примеси различных солей, поэтому все пещеры не похожи друг на друга. Если для эксперимента ты выбрал поваренную соль, обрати внимание на то, что раствор медного купороса со временем может стать зеленым. Это происходит потому, что в него по веревке благодаря капиллярным силам попадает раствор поваренной соли.

    Что произошло?
    1. Когда ты опустил веревку в контейнеры, она начала пропитываться раствором солей.

    2. Растворы начали скапливаться в месте, где веревка провисает. В этом месте начали образовываться небольшие капли.

    3. Вода из капель испаряется, а растворенная в ней соль остается, образуя небольшие кристаллы.

    4. Если капля высохла на веревке — образуется сталактит. Если капля успела упасть в чашку Петри и высохла там — образуется сталагмит.