#15
Познакомимся не только друг с другом, но и с правилами техники безопасности. Научимся работать с разнообразной химической посудой, чтобы чувствовать себя уверенно в лаборатории. Узнаем, зачем нужна периодическая таблица элементов и в чем ее главный смысл.
#16
Начнем с самого первого элемента таблицы — водорода. Разберемся, как можно получить водород в лабораторных условиях (и, конечно, тут же получим его). Узнаем, как этот элемент производят в промышленных масштабах и для чего.
#17
Вспомним, что такое щелочи и индикаторы. Научимся по цвету пламени определять металл. С помощью щелочи произведем омыление жира и разберемся, что такое поверхностно-активные вещества. Сделаем мелок и заберем его домой.
#18
Разберемся с самым распространенным элементом в земной коре — алюминием, а также рассмотрим природные соединения других элементов этой подгруппы. Сделаем собственные перлы буры.
#19
Выясним, что углерод бывает в разных формах — графит, алмаз, графен, наночастицы. Узнаем, как можно получить углекислый газ и как он участвует в климатических изменениях на Земле. Узнаем, чем силикагель отличается от силикона, и получим его (силикагель) сами.
#20
Всем знаком едкий запах аммиака — пора узнать, что это такое, как его получить и как применять. Помимо этого узнаем про окисление и восстановление в реакциях, а еще про самые распространенные удобрения. Азот переводится с греческого как безжизненный, но на самом деле он очень важен для жизни на Земле.
#21
Проведем суд над химическим элементом! У каждого из детей будет своя роль - судья, прокурор, адвокат, потерпевший и так далее. Суд попытается выяснить, чего больше приносит элемент: пользы или опасности для человечества.
#22
Кислород — один из важнейших участников химических реакций на Земле, а также ключевой элемент для понимания химии неорганических соединений. Воздух примерно на 21% состоит из кислорода, а само вещество активно взаимодействует с другими молекулами. Разберемся с процессами горения и окисления.
#23
Разберемся с понятием "неметаллы". Элементы этой группы — сильные окислители, поэтому в природе встречаются в соединениях, например, в солях ("галит" по-гречески — это соль). Проведем эксперименты с йодом и узнаем много нового о таком привычном нам веществе.
#24
Почему некоторые элементы обладают и металлическими, и неметаллическими свойствами, и как они проявляются? Открываем завесу тайны над элементами переходных подгрупп. Ванадий, марганец и хром — чемпионы по количеству степеней окисления, это проявляется в невероятном разнообразии цветов, которые можно получить в реакциях с ними. Этим мы и займемся.
#25
Самый применяемый на данный момент металл в мире — это железо. Проведем серию экспериментов с комплексами железа и обсудим его химические свойства. Познакомимся и с другими двумя характерными представителями своих групп — жизненно важных для человека кобальтом и никелем, героем суперсплавов и веществе, которое позволяет нам защищать другие металлы от коррозии.
#26
В честь сплава меди и бронзы названа целая эпоха в развитии человеческой истории — медный век. В чем особенность этого сплава и какие химические свойства проявляет медь? Еще один герой этого занятия, цинк, обладает сильными восстановительными свойствами, которые мы и проверим.
#27
Подведем итог, проверим наши теоретические и практические знания, решая сложные и каверзные химические задачи. Ребятам предстоит не только показать свои знания, но и продемонстрировать, как ловко они обращаются с лабораторной посудой и чисто проводят химические реакции из пройденного курса. Еще раз убедимся, что ребята поняли самые важные принципы устройства таблицы Менделеева и могут ими воспользоваться.
#28
Фестиваль. Открытый урок, дети готовят в первой части занятия эксперименты, а во второй части показывают и объясняют их родителям.
Эксперименты: кислород и свойства, углекислый газ и свойства, йод и крахмал, периодичность свойств и pH соединений элементов.
#15
Что такое живой организм? Все живое состоит из того же материала, что и неживое — химических элементов. Только соотношение этих элементов особое. Узнаем, что такое C, H, O и N, почему их так много в живом организме, и проведем качественные реакции на углеводы, жиры и белки.
#16
Чем живое отличается от неживого и какие признаки живого есть? На эти вопросы мы будем искать ответы в течение всего кружка. На занятии разберём один из главных признаков живого - клеточное строение. Самостоятельно изготовим несколько микропрепаратов, окрасим их и изучим под микроскопом.
#17
Любой организм постоянно обменивается с окружающей средой веществами и энергией. Мы можем увидеть, как дышит и питается слон — но как это делают растения или микроорганизмы? Соберём респирометр, с помощью которого измерим, сколько кислорода потребляют разные организмы.
#18
В ходе обмена веществ, или метаболизма, постоянно образуются и расщепляются вещества — такие реакции называются анаболическими и катаболическими. Изучим анаболизм на примере растений и в ходе экспериментов докажем, что в их клетках проходят реакции, образующие крахмал и выделяющие кислород.
#19
Чтобы получить энергию, организму нужно расщепить вещество, поделить сложные молекулы на более простые. А помогают в этом ферменты. Проведем ферментативную реакцию — расщепление крахмала амилазой, и измерим активность амилазы в слюне.
#20
Еще одно очень важное свойство живого - это самовоспроизведение, или размножение. Оно бывает бесполым или половым. Попробуем размножить растения с помощью семян и с помощью вегетативных органов.
#21
Почему дети похожи на родителей? Все дело в наследственности, то есть способности организма передавать свои признаки потомству. А получаем мы эту способность благодаря генам. Выделим молекулы ДНК, разберемся в их строении и поймем как ДНК записывает генетическую информацию.
#22
Чтобы успешно жить в окружающей среде, организмы получают особые приспособления, или адаптации. Именно поэтому у птиц разные клювы, шпорцевая лягушка меняет окраску, а палочник похож на палочку. Разберемся, как организмы приспосабливаются к окружающей среде и какие преимущества им дают адаптации.
#23
Живой организм в начале жизни не похож на самого себя в конце. Дело в количественных изменениях, то есть росте, и качественных — приобретении или утрате разных признаков и способностей. Понаблюдаем за ростом ранее высаженных растений и грибов и изучим препараты пчел и лягушек на разных стадиях развития.
#24
На этом уроке, детям нужно будет восстановить облик животного, исходя из набора условий окружающей среды, в которое оно жило и подготовить небольшой рассказ о нем. В конце занятия проведем конференцию.
#25
Живому организму важно реагировать на изменения окружающей среды, иначе он очень быстро станет неживым. Делает он это благодаря раздражимости. Изучим это свойство у растений, простейших и многоклеточных животных.
#26
Мы разобрали различные свойства живого и процессы, необходимые для поддержания жизни. Но что происходит, когда эти процессы останавливаются? Поговорим об этом, а также о том, возможно ли бессмертие.
#27
Дети получат объект, с которым им нужно будет поставить самостоятельно несколько экспериментов, и доказать, что он живой.
#28
Подводим итоги кружка и проводим квиз, в ходе которого начинающие биологи попробуют применить полученные знания и умения.
#15
Займёмся психиатрией и узнаем, чем эта специальность отличается от всех остальных областей медицины. Познакомимся с некоторыми психиатрическими заболеваниями. Поймём, что такое медицинская этика и почему к психиатрическим пациентам нужно относиться с пониманием. Узнаем, что такое психометрия и самостоятельно выполним психометрические тесты на внимание и память.
#16
Займёмся аллергологией, поймём, что такое аллергическая реакция, на какие раздражители она может возникнуть. Узнаем, что есть несколько типов аллергических реакций, развивающихся по разным механизмам. Поймём, как оказать человеку с острой аллергической реакцией первую помощь, как контролировать аллергию. Проведём скарификационную пробу, позволяющую оценить реакцию пациента на разные виды аллергенов.
#17
Займёмся токсикологией и поймём, что такое токсические вещества, как они влияют на организм человека, как определить наличие токсических веществ в организме. Что такое отравления, как их лечить и почему так важно знать, чем именно отравился человек. Узнаем, какие тесты, помимо токсикологических, способны определить наличие разнообразных веществ в организме, например, гормонов и антител. Проведём промывание желудка, токсикологическую экспертизу биологических жидкостей: крови, мочи и рвотных масс.
#18
Займёмся дерматологией и познакомимся с нашей кожей - сложным органом, который всегда на виду. Разберём основные кожные элементы, поймём, что придаёт коже цвет и с какими заболеваниями кожи мы можем столкнуться. Научимся проводить самообследование и поймём, как заботиться о коже так, чтобы не допустить развитие опасных заболеваний.
#19
Займёмся нефрологией и поймём, как работают наши почки, какие функции в нашем организме они выполняют. Узнаем, как устроена мочевая система, что такое мочеточники и мочевой пузырь. Рассмотрим мочекаменную болезнь и другие заболевания почек. Поймём, почему в организме человека могут образовываться камни и в каких органах они могут находиться. Проведём литоэкстракцию камней из мочеточника и желчного протока.
#20
Займёмся микробиологией и узнаем, чем бактерии отличаются от вирусов, почему для лечения бактериальных и вирусных инфекций нужны разные лекарственные средства. Разберёмся, что такое антибиотики, как они работают и когда их нужно применять. Разберём тонкости забора мазков из зева и носа.
#21
Займёмся трансплантологией, поймём, какие органы и ткани человека можно пересаживать и сколько они могут выживать вне организма. Узнаем, какие сложности возникают при трансплантации органов и почему аутотрансплантация лишена этих проблем. Поймём, что такое репалантация, через какой промежуток времени можно пришить обратно потерянную часть тела и как правильно её хранить до приезда к врачу. Узнаем, как врачи могут восстановить утраченный орган, и как пластическая хирургия помогает людям восстановиться после тяжёлых травм.
#22
Займёмся пульмонологией и узнаем, как устроены наши лёгкие. Поймём как мы дышим и каким образом кислород из окружающего воздуха попадает в нашу кровь. Узнаем, что такое сатурация и почему она может сообщить нам о проблемах с лёгкими. Вспомним, как аускультация помогает врачам заподозрить заболевания лёгких. Узнаем, что такое пневмония, абсцесс и новообразование лёгких. Выполним операцию по резекции части лёгкого и пересадим долю донорского лёгкого.
#23
Займемся сосудистой хирургией и узнаем, почему заболевания сосудов — одни из самых угрожающих. Разберемся во всех тонкостях системы кровообращения, научимся отличать малый круг от большого, вены от артерий. Поймём, что такое тромбы, какие они бывают и почему они так опасны. Узнаем, как внутри устроены вены и почему возникает варикоз. Проведём удаление варикозно расширенной вены и склерозирование варикозных узелков.
#24
Займёмся травматологией, познакомимся со строением опорно-двигательного аппарата. Узнаем, как мышцы прикрепляются к костям. Поймём, почему при переломах, разрывах мышц и сухожилий происходит нарушение нормального движения. Поймём, что такое переломы, как их лечить, как долго они срастаются. Узнаем, что иногда травматологи специально ломают кости пациентов, для того чтобы исправить неправильно сращение костей или увеличить рост человека. Зашьём разорванное сухожилие и восстановим движение в конечности.
#25
Знакомимся с критериями различных заболеваний в МКБ (Международной классификации болезней). Проводим консилиум, на котором каждый ребёнок является узко специализированным врачом, обследовавшим пациента по своей специальности. Пользуясь критериями МКБ и сведениями, полученными от разных специалистов необходимо поставить пациенту диагноз и назначить лечение.
#26
Познакомимся с работой пластического хирурга. Вспомним, что пластическая хирургия - не всегда блажь пациента, но часто и необходимая операция. Поймём, в каких случаях пациенту показано вмешательство пластического хирурга. Вылечим перелом носа, проведём операцию по исправлению искривлённой носовой перегородки.
#27
Займёмся стоматологией и узнаем, что кроме зубов лечит врач стоматолог. Познакомимся со строением зубов и слюнных желёз, поймём, откуда в слюнных железах бывают камни, и как стоматолог может помочь зубам выглядеть лучше.
#28
Познакомимся с исследованиями в медицине. Поймём, что такое гипотеза, цели, задачи и методы исследования. Проведём исследование зависимости частоты пульса от физической нагрузки.
#15
Познакомимся с магнетизмом и его свойствами. Поговорим о магнитных свойствах Земли. Научимся работать с компасом и ориентироваться на местности.
#16
Поговорим о строении Земли. Узнаем, что такое конвекция и как она двигает литосферные плиты. Посмотрим, как образуются горы и расщелины.
#17
Займемся неорганической химией. Поговорим о химических элементах, входящих в состав Земной коры, и конечно же, поставим несколько химических опытов.
#18
Познакомимся с неорганической химией. Поговорим о полезных ископаемых, узнаем, что с помощью химических превращений можно сделать из нефти, и создадим свой продукт из полимера.
#19
Узнаем, из каких слоев состоит гидросфера Земли. Поговорим про соленость и плотность, поймем, как формируются слои океана и океанические течения.
#20
Познакомимся с разными агрегатными состояниями воды и возможными способами перехода из одного состояния в другое. Поймем, где на земле и в каком состоянии находится вода и как устроен ее круговорот.
#21
 Рассмотрим свет с точки зрения физики. Узнаем о законах преломления и отражения, а также познакомимся с явлениями интерференции и дифракции света.
#22
Поговорим про Солнце и физику цвета. Поймем, почему небо синее, а закат разноцветный, как появляется радуга и что такое светофильтры.
#23
Узнаем, что такое пигменты. Выделим натуральные пигменты из растений и проведем хроматографию синтетических пигментов. Также проведем несколько цветных химических реакций и узнаем, что такое индикатор.
#24
Познакомимся с растворимостью веществ, узнаем про разные виды смесей. Изучим процесс эмульгации и разложим различные смеси на их компоненты.
#25
Поговорим о том, как на Земле появились живые организмы и попробуем отличить живое от неживого. Посмотрим, как растения выделяют кислород на свету, как работают дрожжи и посадим свой небольшой огород.
#26
Изучим карту спутника Земли — Луны, обсудим как выглядят моря и океаны на Луне. Сделаем модель лунной поверхности и экспериментальным путем выясним, как образуются кратеры. Смоделируем систему Солнце — Земля — Луна и поймем, как происходит смена дня и ночи, времен года и что такое затмение.


#27
Научимся работать с картой звездного неба и сделаем свой небольшой планетарий. Узнаем, почему звезды разного цвета, кто такие карлики и гиганты. Потренируемся определять высоту звезд над горизонтом, как великие мореплаватели.
#28
Подведем итоги и проведем увлекательный квест.