Программа научных кружков
Выберите площадку
Новая школа (м. Раменки)
  • ПРИЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
    Знакомимся с химическим оборудованием и техникой безопасности — зачем нужны перчатки, как можно нюхать вещества и как нельзя. Обсудим, чем вообще занимаются химики, в чем отличие физических и химических явлений. После приступим к опытам и разберёмся с признаками химических реакций. Для этого проведём реакции с выпадением осадка, изменением цвета, выделением газа и тепла!
  • СТРОЕНИЕ АТОМА
    Попробуем понять как устроен атом и почему в нашей Вселенной возможны химические реакции. Познакомимся с таблицей Менделеева, поймем по каким принципам расположены элементы и какое значение имеют порядковые номера. А чтобы подтвердить теорию практикой выделим чистое олово из хлорида олова.
  • ИНДИКАТОРЫ, КИСЛОТЫ И ОСНОВАНИЯ
    Продолжим структурировать знания об ионах, разберемся в классификации неорганических веществ и в том, что делает кислоту кислотой. Проведем эксперименты с индикаторами, дадим определение рН и проверим кислотность всех представителей бытовой химии.
ПОЛНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
РАЗВЕРНУТЬ
ХИМИЧЕСКИЕ СОЛИ
На примере красящих пигментов разберемся в понятиях растворимости и нерастворимости солей. Обсудим, как устроены соли, что можно построить из ионов и как признаки химических реакций применяются для качественного определения неорганических соединений. Проведем качественные реакции на ионы меди, а затем определим неизвестные вещества, используя полученные знания. Заодно сделаем несколько красок на основе синтезированных солей.

МЕТАЛЛЫ
Познакомимся с металлами, изучим их физические и химические свойства. Проведем реакции между металлами и кислотами. И переизобретем ряд активности металлов. Закрепим знания с помощью квиза по пройденной теме.

МЕТОДЫ АНАЛИЗА В ХИМИИ
Освоим количественный анализ в химии. Применив знания из третьего занятия, попробуем разобраться что такое титрование и оттитруем кислоту щелочью. В конце занятия повторим пройденные темы и закрепим полученные знания.

ПРОЕКТ
Обсудим с ребятами, как делаются исследовательские работы. Проводим брейншторм для придумывания исследовательского вопроса, ищем решение, проводим эксперимент, подтверждаем или опровергаем нашу гипотезу, отвечаем на исследовательский вопрос.

ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ
Изучим природу углеродных связей и узнаем, что на самом деле кроме неорганических соединений существует большая группа органических веществ. Узнаем какими общими свойствами они обладают, зафиксируем знания проведя пять качественных реакций с основными классами органических веществ — с карбоновыми кислотами, спиртами, углеводами и даже циклические углеводороды захватим.

БЕЛКИ
Узнаем различие полимеров и мономеров на примере белков. Поговорим о их сложной структуре и значении в нашей жизни. С помощью химических методов сможем различить типы белков. Проведем на них и сахарозаменителях на их основе качественные реакции, а затем разными способами проведем денатурацию яичного белка.

УГЛЕВОДЫ
Начнем знакомство с углеводами, проведем качественные реакции на различные структурные группы. Узнаем, что общего у древесины и крахмала. Погрузимся в мир биополимеров — проверим, действительно ли крахмал и целлюлоза состоят из одного вещества, хотя проявляют разные свойства. Для этого получим реактив Бенедикта, а затем с его же помощью оценим качество мёда.

ВИТАМИНЫ
Поговорим о химии и нашем здоровье. Разберемся в видах витаминов, в важности правильной дозировки и в том, почему потреблять витамин С нужно в гораздо больших количествах, чем другие. Проведем качественные реакции на витамины С и Е и восстановим рибофлавин (витамин В2).

ПОЛИМЕРЫ
Продолжим изучение органических соединений, подробнее останавливаясь на синтетических полимерных веществах. Разберем способы получения разных пластмасс, а также сделаем свой собственный полимер и даже искусственный шелк. Поймем, что химия делает нашу жизнь комфортнее и проще.

ИТОГОВАЯ ВИКТОРИНА
Обобщим все знания, полученные на занятиях. Проведем мини-экзамен, где отточим полученные умения и навыки в области химии.

ФЕСТИВАЛЬ
Готовим вместе с детьми эксперименты для фестиваля. Это открытый урок, на который дети смогут пригласить своих близких и провести для них мастер-классы на основе экспериментов из курса.

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Познакомимся не только друг с другом, но и с правилами техники безопасности. Научимся работать с разнообразной химической посудой, чтобы чувствовать себя уверенно в лаборатории. Узнаем, зачем нужна периодическая таблица элементов и в чем ее главный смысл.

ВОДОРОД
Начнем с самого первого элемента таблицы — водорода. Разберемся, как можно получить водород в лабораторных условиях (и, конечно, тут же получим его). Узнаем, как этот элемент производят в промышленных масштабах и для чего.

ЩЕЛОЧНЫЕ И ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛЫ
Вспомним, что такое щелочи и индикаторы. Научимся по цвету пламени определять металл. С помощью щелочи произведем омыление жира и разберемся, что такое поверхностно-активные вещества. Сделаем мелок и заберем его домой.

БОР, АЛЮМИНИЙ, ГАЛЛИЙ, ИНДИЙ, ТАЛЛИЙ
Разберемся с самым распространенным элементом в земной коре — алюминием, а также рассмотрим природные соединения других элементов этой подгруппы. Сделаем собственные перлы буры.

УГЛЕРОД, КРЕМНИЙ, ГЕРМАНИЙ, ОЛОВО, СВИНЕЦ
Выясним, что углерод бывает в разных формах — графит, алмаз, графен, наночастицы. Узнаем, как можно получить углекислый газ и как он участвует в климатических изменениях на Земле. Узнаем, чем силикагель отличается от силикона, и получим его (силикагель) сами.

АЗОТ, ФОСФОР, МЫШЬЯК, СУРЬМА, ВИСМУТ
Всем знаком едкий запах аммиака — пора узнать, что это такое, как его получить и как применять. Помимо этого узнаем про окисление и восстановление в реакциях, а еще про самые распространенные удобрения. Азот переводится с греческого как безжизненный, но на самом деле он очень важен для жизни на Земле.

РОЛЕВАЯ ИГРА "СУД"
Проведем суд над химическим элементом! У каждого из детей будет своя роль - судья, прокурор, адвокат, потерпевший и так далее. Суд попытается выяснить, чего больше приносит элемент: пользы или опасности для человечества.

КИСЛОРОД, СЕРА, СЕЛЕН, ТЕЛЛУР, ПОЛОНИЙ
Кислород — один из важнейших участников химических реакций на Земле, а также ключевой элемент для понимания химии неорганических соединений. Воздух примерно на 21% состоит из кислорода, а само вещество активно взаимодействует с другими молекулами. Разберемся с процессами горения и окисления.

ГАЛОГЕНЫ
Разберемся с понятием "неметаллы". Элементы этой группы — сильные окислители, поэтому в природе встречаются в соединениях, например, в солях ("галит" по-гречески — это соль). Проведем эксперименты с йодом и узнаем много нового о таком привычном нам веществе.

ТИТАН, ВАНАДИЙ, ХРОМ, МАРГАНЕЦ
Почему некоторые элементы обладают и металлическими, и неметаллическими свойствами, и как они проявляются? Открываем завесу тайны над элементами переходных подгрупп. Ванадий, марганец и хром — чемпионы по количеству степеней окисления, это проявляется в невероятном разнообразии цветов, которые можно получить в реакциях с ними. Этим мы и займемся.

ЖЕЛЕЗО, КОБАЛЬТ, НИКЕЛЬ
Самый применяемый на данный момент металл в мире — это железо. Проведем серию экспериментов с комплексами железа и обсудим его химические свойства. Познакомимся и с другими двумя характерными представителями своих групп — жизненно важных для человека кобальтом и никелем, героем суперсплавов и веществе, которое позволяет нам защищать другие металлы от коррозии.

МЕДЬ И ЦИНК
В честь сплава меди и бронзы названа целая эпоха в развитии человеческой истории — медный век. В чем особенность этого сплава и какие химические свойства проявляет медь? Еще один герой этого занятия, цинк, обладает сильными восстановительными свойствами, которые мы и проверим.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Подведем итог, проверим наши теоретические и практические знания, решая сложные и каверзные химические задачи. Ребятам предстоит не только показать свои знания, но и продемонстрировать, как ловко они обращаются с лабораторной посудой и чисто проводят химические реакции из пройденного курса. Еще раз убедимся, что ребята поняли самые важные принципы устройства таблицы Менделеева и могут ими воспользоваться.

ФЕСТИВАЛЬ

Готовим вместе с детьми эксперименты для фестиваля. Это открытый урок, на который дети смогут пригласить своих близких и провести для них мастер -классы на основе экспериментов из курса.

  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭВОЛЮЦИИ
    Поговорим о том, откуда всё живое появилось. Познакомимся с понятием первичного бульона и узнаем, как жизнь зародилась на Земле. Перейдем к основным принципам эволюции и подготовимся к изучению биологии: освоим микроскоп, микроскопируем колонии бактерий и выполним несколько лабораторных из вузовского курса микробиологов.
  • ФОТОСИНТЕЗ
    Узнаем, как возник фотосинтез и почему он привел к первому массовому вымиранию на Земле. Поговорим о первых растениях их спорах и эукариотических клетках. А еще выделим хлорофилл и разберемся в устройстве основных производителей кислорода на планете Земля.
  • ОРГАНЫ И ТКАНИ РАСТЕНИЙ
    Продвигаясь по эволюционному древу, познакомимся с ароморфозом позволившим первой жизни распространится по всей планете — семенем. Поставим над образцами растений эксперименты, узнаем, что влияет на их развитие и почему это целая наука.
ПОЛНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
РАЗВЕРНУТЬ
ГРИБЫ
Грибы — это не только то, что мы употребляем в пищу. Это огромное царство, в котором сосуществует и не очень благородная плесень, и хорошо знакомый всем белый гриб. Узнаем о строении эукариотической клетки, разберемся в том, кто такие гетеротрофы и разберемся в симбиозе грибов и водорослей.

ПРОСТЕЙШИЕ ЖИВОТНЫЕ
Поговорим о первых животных. Изучим инфузорию-туфельку и прочие колонии простейших под микроскопом, а потом рассмотрим мельчайших многоклеточных — коловраток. Узнаем, что позволило первым животным — протистам — заселить всю Землю.

ОРГАНЫ И ТКАНИ ЖИВОТНЫХ
Узнаем о том, как возникли сложные системы органов у животных. Изучим строение мидий и проведём препарацию рака. Осмыслим важность возникновения экзоскелета и икры.

ПОЗВОНОЧНЫЕ
Узнаем про первых позвоночных и разбираемся в строении рыб. После этого приступим к определению вида рыбы по строению её чешуи. Сделаем препарирование сельди и изучим строение жаберного аппарата, а заодно поймем, почему внутренний скелет стал таким полезным эволюционным изобретением.

ЗЕМНОВОДНЫЕ
Разберемся в том, какие были предпосылки выхода на сушу первых животных и какие эволюционные адаптации позволили им это сделать. Проведем ряд тестов с живой амфибией и подтвердим теорию на практике.

РЕПТИЛИИ И ПТИЦЫ
Сложно освоить всю Землю, если размножаться приходится исключительно в водоемах. Поэтому животные пошли дальше по эволюционному древу и «изобрели» чешую, перья, шерсть и еще множество важных изменений, позволивших расселиться в каждом уголке планеты. Поговорим обо всем этом и проведем несколько опытов, наглядно объясняющих, как устроено яйцо и зачем нужна теплокровность.

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
Изучим главные особенности млекопитающих и поймем почему представители именно этой группы животных обладают самой сложной нервной системой сегодня. Изучим социальное поведение, поставив опыты на живых крысах.

ЧЕЛОВЕК
На основе полученных знаний, выясняем, что привело к появлению человека, и кто был его предком. Откопаем с помощью археологических методов кости древних предков, а потом изучим черепа австралопитека, хомо эректуса и хомо сапиенса. Сделаем сравнение находок и узнаем как развивался мозг.

ВИКТОРИНА
Подводим итоги длительных экспериментов и первой части кружка. Закрепляем знания в игровой форме!

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ
На этом занятии дети попробуют аргументировать свою точку зрения, может ли то или иное животное существовать. Дети будут выступать в роли скептиков (доказывают, что это невозможно) и защитников (доказывают, что возможно) и вынесут итоговый вердикт.

ФЕСТИВАЛЬ
Готовим вместе с детьми эксперименты для фестиваля. Это открытый урок, на который дети смогут пригласить своих близких и провести для них мастер-классы на основе экспериментов из курса.

ЕДИНСТВО ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА
Что такое живой организм? Все живое состоит из того же материала, что и неживое — химических элементов. Только соотношение этих элементов особое. Узнаем, что такое C, H, O и N, почему их так много в живом организме, и проведем качественные реакции на углеводы, жиры и белки.

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ
Чем живое отличается от неживого и какие признаки живого есть? На эти вопросы мы будем искать ответы в течение всего кружка. На занятии разберём один из главных признаков живого - клеточное строение. Самостоятельно изготовим несколько микропрепаратов, окрасим их и изучим под микроскопом.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
Любой организм постоянно обменивается с окружающей средой веществами и энергией. Мы можем увидеть, как дышит и питается слон — но как это делают растения или микроорганизмы? Соберём респирометр, с помощью которого измерим, сколько кислорода потребляют разные организмы.

КАТАБОЛИЗМ
В ходе обмена веществ, или метаболизма, постоянно образуются и расщепляются вещества — такие реакции называются анаболическими и катаболическими. Изучим анаболизм на примере растений и в ходе экспериментов докажем, что в их клетках проходят реакции, образующие крахмал и выделяющие кислород.

АНАБОЛИЗМ
Чтобы получить энергию, организму нужно расщепить вещество, поделить сложные молекулы на более простые. А помогают в этом ферменты. Проведем ферментативную реакцию — расщепление крахмала амилазой, и измерим активность амилазы в слюне.

САМОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Еще одно очень важное свойство живого - это самовоспроизведение, или размножение. Оно бывает бесполым или половым. Попробуем размножить растения с помощью семян и с помощью вегетативных органов.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
Почему дети похожи на родителей? Все дело в наследственности, то есть способности организма передавать свои признаки потомству. А получаем мы эту способность благодаря генам. Выделим молекулы ДНК, разберемся в их строении и поймем как ДНК записывает генетическую информацию.

РОСТ И РАЗВИТИЕ
Чтобы успешно жить в окружающей среде, организмы получают особые приспособления, или адаптации. Именно поэтому у птиц разные клювы, шпорцевая лягушка меняет окраску, а палочник похож на палочку. Разберемся, как организмы приспосабливаются к окружающей среде и какие преимущества им дают адаптации.

ИЗМЕНЧИВОСТЬ И АДАПТАЦИЯ
Живой организм в начале жизни не похож на самого себя в конце. Дело в количественных изменениях, то есть росте, и качественных — приобретении или утрате разных признаков и способностей. Понаблюдаем за ростом ранее высаженных растений и грибов и изучим препараты пчел и лягушек на разных стадиях развития.

РАЗДРАЖИМОСТЬ И ГОМЕОСТАЗ
Живому организму важно реагировать на изменения окружающей среды, иначе он очень быстро станет неживым. Делает он это благодаря раздражимости. Изучим это свойство у растений, простейших и многоклеточных животных.

СМЕРТЬ
Мы разобрали различные свойства живого и процессы, необходимые для поддержания жизни. Но что происходит, когда эти процессы останавливаются? Поговорим об этом, а также о том, возможно ли бессмертие.

ИТОГОВЫЙ КВИЗ
Подводим итоги кружка. Проводим викторину с экспериментами, немного повторяем пройденный материал, но в основном наслаждаемся разнообразием живой природы и ее удивительными решениями.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Занятие посвящено факторам среды и их влиянию на развитие организмов. Дети выполняют творческую работу на тему того, как могло бы выглядеть животное в определенных условиях.

ФЕСТИВАЛЬ
Готовим вместе с детьми эксперименты для фестиваля. Это открытый урок, на который дети смогут пригласить своих близких и провести для них мастер-классы на основе экспериментов из курса.
  • ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ
    На занятии познакомимся с хирургией. Узнаем, кто такие хирурги и чем они отличаются от терапевтов, поймём, как хирурги лечат заболевания. Познакомимся с операционной - местом работы любого хирурга. Научимся орудовать основными инструментами хирурга: скальпелем и иглодержателем, познакомимся с многообразием разрезов и швов, научимся резать и зашивать.
  • ГЕМАТОЛОГИЯ
    Займёмся гематологией и узнаем, что такое кровь, из чего она состоит и какие функции выполняет. Познакомимся с клетками крови: эритроцитами, лейкоцитами и тромбоцитами, узнаем, как они работают в нашем организме. Разберёмся, что такое группы крови и почему их больше четырёх. Научимся самостоятельно определять группу крови с помощью цоликлонов. Узнаем,как выполняется забор крови на анализ, проведём забор крови из вены в вакуумную пробирку, выполним внутривенную инъекцию. Узнаем, что такое ликвор и как выполнить пункцию спинномозговой жидкости.
  • ЭНДОКРИНОЛОГИЯ
    Узнаем, что изучает наука эндокринология и какие органы в нашем организме выполняют эндокринную функцию. Проведём гемитиреоидэктомию - операцию по резекции доли щитовидной железы. Сохраним паращитовидные железы и поймем, для чего они нужны.
ПОЛНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
РАЗВЕРНУТЬ
ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ
Узнаем, кто такой врач оториноларинголог: проведем осмотр полости рта, промывание миндалин, вскрытие паратонзиллярного абсцесса, переднюю и заднюю тампонаду носа.

АНЕСТИЗИОЛОГИЯ
Узнаем, чем занимаются врачи анестезиологи-реаниматологи. Научимся определять признаки жизни, делать сердечно-легочную реанимацию и выполним плановую трахеостомию.

ПЕРКУССИЯ И ПАЛЬПАЦИЯ
Займемся физикальным обследованием: освоим правильную технику перкуссии и пальпации. Проведём перкуссию макета и определим, как звучат по-разному заполненные полости. Найдем на макете конгломерат лимфоузлов, лимфатический тяж, новообразование, мышечное напряжение, газовую гангрену и кишку.

ДЕСМУРГИЯ
Поговорим о десмургии - науке о наложении повязок. Поймем, как правильно оказать первую помощь при кровотечении, вывихе, растяжении и переломе. Научимся накладывать повязки на руку, ногу и голову.

ОФТАЛЬМОЛОГИЯ
Познакомимся с профессией офтальмолога. Поймем, как устроен глаз: как мы двигаем глазами и как мы видим. Узнаем про распространенные болезни глаз и проведем операцию по пересадке хрусталика.

ГЕРНИОПЛАСТИКА
Займёмся абдоминальной хирургией, поймём, в чём её отличие от общей хирургии и с какой областью тела она работает. Вспомним строение желудочно-кишечного тракта, поймём, как он защищён от внешней среды и почему в этой защите могут возникать бреши. Узнаем, что такое грыжа и почему она может ущемляться. Поймём, чем опасна кишечная непроходимость. Проведём операцию с целью вправления грыжи и ушивания грыжевых ворот.

ОНКОЛОГИЯ
Разберемся с доброкачественными и злокачественными опухолями, поймём, что такое рак, как его диагностируют и лечат.
Проведём операцию по удалению метастазов из средостения.

СОСУДИСТАЯ ХИРУРГИЯ
Займёмся сосудистой хиругией, поймём, какие типы сосудов есть в нашем организме и чем они отличаются друг от друга. Узнаем, как кровоснабжаются все наши органы и сами сосуды. Поймём из-за чего в сосуде может нарушаться ток крови и к каким последствиям это приводит. Узнаем, что такое атеросклероз и чем он отличается от тромбоза. Разберёмся, почему инфаркт опаснее стенокардии. Познакомимся с методами лечения тромбоза и атеросклероза. Выполним тромболизис, тромбэкстракцию и шунтирование.

НЕЙРОХИРУРГИЯ
Займёмся нейрохирургией и поймём, почему она так сложна. Узнаем, как устроен мозг, за что отвечают его отделы, зачем мозгу серое и белое мозговое вещество. Узнаем, как мозг управляет всем нашим телом. Поймём, что такое инсульт, почему он бывает ишемическим и геморрагическим и как его вовремя распознать. Узнаем, как проводят операции на открытом мозге. Разберёмся, чем так опасны опухоли мозга. Выполним операция по удалению внутримозгового новообразования.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
На занятии мы поговорим про разные методы диагностики, а также проводим тематическую игру, позволяющую в новой форме закрепить и отработать пройденный материал. Дискутируем, отстаиваем свою точку зрения, смотрим на медицину под новым углом.

ФЕСТИВАЛЬ
Готовим вместе с детьми эксперименты для фестиваля. Это открытый урок, на который дети смогут пригласить своих близких и провести для них мастер-классы на основе экспериментов из курса.

ПУЛЬМОНОЛОГИЯ
Займёмся пульмонологией и узнаем, как устроены наши лёгкие. Поймём как мы дышим и каким образом кислород из окружающего воздуха попадает в нашу кровь. Узнаем, что такое сатурация и почему она может сообщить нам о проблемах с лёгкими. Вспомним, как аускультация помогает врачам заподозрить заболевания лёгких. Узнаем, что такое пневмония, абсцесс и новообразование лёгких. Выполним операцию по резекции части лёгкого и пересадим долю донорского лёгкого.

ДЕРМАТОЛОГИЯ
Займёмся дерматологией и познакомимся с нашей кожей - сложным органом, который всегда на виду. Разберём основные кожные элементы, поймём, что придаёт коже цвет и с какими заболеваниями кожи мы можем столкнуться. Научимся проводить самообследование и поймём, как заботиться о коже так, чтобы не допустить развитие опасных заболеваний.

ТОКСИКОЛОГИЯ
Займёмся токсикологией и поймём, что такое токсические вещества, как они влияют на организм человека, как определить наличие токсических веществ в организме. Что такое отравления, как их лечить и почему так важно знать, чем именно отравился человек. Узнаем, какие тесты, помимо токсикологических, способны определить наличие разнообразных веществ в организме, например, гормонов и антител. Проведём промывание желудка, токсикологическую экспертизу биологических жидкостей: крови, мочи и рвотных масс.

ТРАНСПЛАНТОЛОГИЯ
Займёмся трансплантологией, поймём, какие органы и ткани человека можно пересаживать и сколько они могут выживать вне организма. Узнаем, какие сложности возникают при трансплантации органов и почему аутотрансплантация лишена этих проблем. Поймём, что такое репалантация, через какой промежуток времени можно пришить обратно потерянную часть тела и как правильно её хранить до приезда к врачу. Узнаем, как врачи могут восстановить утраченный орган, и как пластическая хирургия помогает людям восстановиться после тяжёлых травм.

ПСИХИАТРИЯ
Займёмся психиатрией и узнаем, чем эта специальность отличается от всех остальных областей медицины. Познакомимся с некоторыми психиатрическими заболеваниями. Поймём, что такое медицинская этика и почему к психиатрическим пациентам нужно относиться с пониманием. Узнаем, что такое психометрия и самостоятельно выполним психометрические тесты на внимание и память.

АЛЛЕРГОЛОГИЯ
Займёмся аллергологией, поймём, что такое аллергическая реакция, на какие раздражители она может возникнуть. Узнаем, что есть несколько типов аллергических реакций, развивающихся по разным механизмам. Поймём, как оказать человеку с острой аллергической реакцией первую помощь, как контролировать аллергию. Проведём скарификационную пробу, позволяющую оценить реакцию пациента на разные виды аллергенов.

ТРАВМАТОЛОГИЯ
Займёмся травматологией, познакомимся со строением опорно-двигательного аппарата. Узнаем, как мышцы прикрепляются к костям. Поймём, почему при переломах, разрывах мышц и сухожилий происходит нарушение нормального движения. Поймём, что такое переломы, как их лечить, как долго они срастаются. Узнаем, что иногда травматологи специально ломают кости пациентов, для того чтобы исправить неправильно сращение костей или увеличить рост человека. Зашьём разорванное сухожилие и восстановим движение в конечности.

НЕФРОЛОГИЯ
Займёмся нефрологией и поймём, как работают наши почки, какие функции в нашем организме они выполняют. Узнаем, как устроена мочевая система, что такое мочеточники и мочевой пузырь. Рассмотрим мочекаменную болезнь и другие заболевания почек. Поймём, почему в организме человека могут образовываться камни и в каких органах они могут находиться. Проведём литоэкстракцию камней из мочеточника и желчного протока.

МИКРОБИОЛОГИЯ
Займёмся микробиологией и узнаем, чем бактерии отличаются от вирусов, почему для лечения бактериальных и вирусных инфекций нужны разные лекарственные средства. Разберёмся, что такое антибиотики, как они работают и когда их нужно применять. Разберём тонкости забора мазков из зева и носа.

ФЛЕБОЛОГИЯ
Займемся сосудистой хирургией и узнаем, почему заболевания сосудов — одни из самых угрожающих. Разберемся во всех тонкостях системы кровообращения, научимся отличать малый круг от большого, вены от артерий. Поймём, что такое тромбы, какие они бывают и почему они так опасны. Узнаем, как внутри устроены вены и почему возникает варикоз. Проведём удаление варикозно расширенной вены и склерозирование варикозных узелков.

НАУЧНЫЙ КОНСИЛИУМ
Знакомимся с критериями различных заболеваний в МКБ (Международной классификации болезней). Проводим консилиум, на котором каждый ребёнок является узко специализированным врачом, обследовавшим пациента по своей специальности. Пользуясь критериями МКБ и сведениями, полученными от разных специалистов необходимо поставить пациенту диагноз и назначить лечение.

ПЛАСТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ
Познакомимся с работой пластического хирурга. Вспомним, что пластическая хирургия - не всегда блажь пациента, но часто и необходимая операция. Поймём, в каких случаях пациенту показано вмешательство пластического хирурга. Вылечим перелом носа, проведём операцию по исправлению искривлённой носовой перегородки.

СТОМАТОЛОГИЯ
Займёмся стоматологией и узнаем, что кроме зубов лечит врач стоматолог. Познакомимся со строением зубов и слюнных желёз, поймём, откуда в слюнных железах бывают камни, и как стоматолог может помочь зубам выглядеть лучше.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Познакомимся с исследованиями в медицине. Поймём, что такое гипотеза, цели, задачи и методы исследования. Проведём исследование зависимости частоты пульса от физической нагрузки.
  • ОСНОВЫ ПАЛЕОНТОЛОГИИ
    Поговорим об истории жизни на Земле. Изучим, кто обитал на нашей планете до нас (и даже до динозавров). Узнаем, как археологи и палеонтологи датируют свои находки и проведем собственные раскопки, а также познакомимся поближе с живыми ископаемыми.
  • СКЕЛЕТ
    Будем изучать позвоночных. Сравним скелет человека и динозавра. Обсудим когда появился скелет, у каких животных он есть, а у кого его нет. Узнаем о животных, живущих "скелетом наружу". Познакомимся поближе со строением черепа и сделаем слепок мозга динозавра.
  • СТРОЕНИЕ КОНЕЧНОСТЕЙ
    Выясним как устроены конечности, как называются их части, и чем кости разных животных отличаются друг от друга. Своими руками соберем модели конечностей летающих, бегающих и плавающих позвоночных животных.
ПОЛНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
РАЗВЕРНУТЬ
СЛЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обсудим, можно ли по отпечаткам лап, ног и хвостов определить вид животного, его скорость движения, вес, длину тела. Научимся отличать погрызы мыши от погрызов зайца. Вычислим вид динозавра по следам и сделаем гипсовый слепок отпечатка лапы.

СРЕДА ОБИТАНИЯ И ВНЕШНИЙ ВИД
Узнаем, что такое среда обитания, какая она бывает и как влияет на живые организмы. На примере динозавра увидим, как меняется внешний вид животного в зависимости от места, где оно живет. А еще изучим, чем похожи друг на друга динозавр и птица, и своими руками сделаем модели перьев нелетающих и летающих динозавров.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
Поговорим об эволюции на примере человека. Выясним, кто был нашим далёким предком. Узнаем, что такое микролит и как обычный булыжник превращается в орудие труда. А затем займёмся экспериментальной археологией и своими руками смастерим орудие труда древних людей.

АНАЛИЗ НАХОДОК
Разберемся, как по зубам, костям и кусочкам орудий труда понять древнего человека. Узнаем, что такое ДНК и как его анализируют. А еще научимся различать кости животных и древних людей, выясним, о чем может поведать ископаемая пыльца и изготовим ожерелье из резцов благородного оленя.

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
Узнаем, когда появился самый первый ученый и причем здесь искусство и религия. Разберемся, без чего не могли обойтись племенные шаманы, зачем нужно ожерелье из клыков, как сделать флейту из костей птиц и почему на древнем рисунке соседствуют олени и лососи. А затем попробуем себя в наскальной живописи (с красками по древним рецептам!).

СТРОЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ
Погрузимся в тему доисторической медицины. Узнаем, как справлялись с кариесом неандертальцы и какие целебные травы использовали кроманьонцы. Поговорим о лекарствах из растительного сырья и поставим пломбу из пчелиного воска на зуб древнего человека.

МЕДИЦИНА
Выясним, какая бывает медицина и что изучает. Познакомимся с внутренним строением человека, изучим функции органов и подберем для каждого своего врача. Измерим пульс, проведем аскультацию, узнаем, из чего состоит кровь и научимся брать её на анализ.

МЕДИЦИНА. ТРАВМАТОЛОГИЯ
Узнаем, чем отличается ушиб от вывиха и перелома. Научимся определять перелом на рентгеновском снимке и наложим гипс на поврежденную конечность.

ФАРМАКОЛОГИЯ
Исследуем цепочку "диагностика - диагноз - лечение" и узнаем, что такое фармакология. Вспомним, в каких формах существуют лекарства, и попробуем их приготовить. Разберемся, какие бывают дозы, зачем аннотация к лекарствам такая большая, и почему в аптеку важно приходить с рецептом от врача.

ИГРА "ВОЛОНТЕР В ВЕТЕРИНАРНОЙ КЛИНИКЕ"
Ребята в игровой форме знакомятся с нюансами работы ветеринара и помогают ему лечить животных.

ФЕСТИВАЛЬ
Готовим вместе с детьми эксперименты для фестиваля. Это открытый урок, на который дети смогут пригласить своих близких и провести для них мастер-классы на основе экспериментов из курса.

МАГНИТЫ И КОМПАС
Познакомимся с магнетизмом и его свойствами. Поговорим о магнитных свойствах Земли. Научимся работать с компасом и ориентироваться на местности.

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ДВИЖЕНИЕ МАТЕРИКОВ
Поговорим о строении Земли. Узнаем, что такое конвекция и как она двигает литосферные плиты. Посмотрим, как образуются горы и расщелины.

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ЗЕМНОЙ КОРЫ. МИНЕРАЛЫ
Займемся неорганической химией. Поговорим о химических элементах, входящих в состав Земной коры, и конечно же, поставим несколько химических опытов.

НЕФТЬ И ПОЛИМЕРЫ
Познакомимся с неорганической химией. Поговорим о полезных ископаемых, узнаем, что с помощью химических превращений можно сделать из нефти, и создадим свой продукт из полимера.

МОРЯ И ОКЕАНЫ
Узнаем, из каких слоев состоит гидросфера Земли. Поговорим про соленость и плотность, поймем, как формируются слои океана и океанические течения.

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
Познакомимся с разными агрегатными состояниями воды и возможными способами перехода из одного состояния в другое. Поймем, где на земле и в каком состоянии находится вода и как устроен ее круговорот.

ФИЗИКА СВЕТА
Рассмотрим свет с точки зрения физики. Узнаем о законах преломления и отражения, а также познакомимся с явлениями интерференции и дифракции света.

ФИЗИКА ЦВЕТА
Поговорим про Солнце и физику цвета. Поймем, почему небо синее, а закат разноцветный, как появляется радуга и что такое светофильтры.

ХИМИЯ ЦВЕТА
Узнаем, что такое пигменты. Выделим натуральные пигменты из растений и проведем хроматографию синтетических пигментов. Также проведем несколько цветных химических реакций и узнаем, что такое индикатор.

ХИМИЯ. РАСТВОРЫ И СМЕСИ
Познакомимся с растворимостью веществ, узнаем про разные виды смесей. Изучим процесс эмульгации и разложим различные смеси на их компоненты.

ЖИВОЕ И НЕЖИВОЕ
Поговорим о том, как на Земле появились живые организмы и попробуем отличить живое от неживого. Посадим живые растения и вырастим своих рачков.

СОЛНЦЕ И ЛУНА
Изучим карту спутника Земли - Луны, обсудим как выглядят моря и океаны на Луне. Сделаем модель лунной поверхности и экспериментальным путем выясним, как образуются кратеры.
Смоделируем систему Солнце - Земля - Луна и поймем, как происходит смена дня и ночи, времен года и что такое затмение.

КАРТА ЗВЕЗДНОГО НЕБА
Научимся работать с картой звездного неба и сделаем свой небольшой планетарий. Узнаем, почему звезды разного цвета, кто такие карлики и гиганты. Потренируемся определять высоту звезд над горизонтом, как великие мореплаватели.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
Подведем итоги и проведем увлекательный квест.
  • НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
    Психология бывает житейская, а бывает научная. Чем они отличаются? Потренируемся их различать и разберем, в чем их достоинства и недостатки. Обсудим теоретическую, прикладную и практическую психологию и убедимся, что психологи, сидящие в кресле — лишь малая часть профессии.
  • САМОНАБЛЮДЕНИЕ
    Узнаем историю формирования психологии как науки и познакомимся с ее самым первым методом — самонаблюдением. Поговорим об интроспекции и о том, как с ее помощью основатели психологии пытались изучать сознание (и почему ее одной недостаточно). А также узнаем, для чего нужна рефлексия, и проведем интроспективный эксперимент.
  • НАБЛЮДЕНИЕ
    Обсудим кризис, случившийся с психологией вскоре после появления, и научные методы, которые возникли в поисках объективности. Научимся различать объективные и субъективные методы, и узнаем, что такое включенное наблюдение, полевое и лабораторное. Также понаблюдаем за поведением друг друга и других людей, составим протоколы наблюдения и попробуем сделать выводы о поведении человека на основе их заполнения.
ПОЛНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
РАЗВЕРНУТЬ
БЕСЕДА: КАК ГОВОРИТЬ С ЧЕЛОВЕКОМ
Как говорить с человеком, чтобы он сам хотел о себе рассказать? Обсудим, как психолог выстраивает коммуникацию. Потренируемся в установлении контакта и определим словарный состав, и стиль беседы на начальном этапе. Поупражняемся в применении техник активного слушания, чтобы любой человек мог почувствовать себя комфортно в разговоре. Узнаем, что такое «клиническая беседа», что такое психологическое интервью и в чём его отличие от журналистского.

БЕСЕДА: О ЧЕМ ГОВОРИТЬ
Почему в исследованиях психологи избегают прямых вопросов? И как сформулировать вопрос «не в лоб», чтобы получить нужный ответ? В этом нам поможет метод глубинного интервью. Побудем в роли UX-исследователя и составим вопросы к интервью, а также потренируемся в его проведении.

ТЕСТЫ
Что психолог может проверить с помощью теста? Разберём, как устроены самые известные психологические тесты, в том числе тест Айзенка. Узнаем, чем поведение психолога при тестировании отличается от его поведения во время беседы. А также создадим несколько своих вопросов для теста.

ОПРОСНИК И РЕСПОНДЕНТЫ
Познакомимся с любимым методом современных исследователей-психологов. Чем отличается опросник от теста? Что на самом деле можно узнать о человеке после того, как он «оценил своё согласие с утверждениями от 1 до 7» ? Что можно измерить с помощью опросника, а что нет? Пробуем пройти опросник самостоятельно и проанализируем его.

ОПРОСНИК И ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Превратимся из респондентов опросника в исследователей. Потренируемся составлять вопросы и подбирать к ним варианты ответов. Узнаём, что такое прямая и обратная шкалы и как обрабатывать их результаты. А также составим опросники и проведем их прямо на занятии, а затем презентуем результаты собственного социально-психологического опроса.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Тесты и опросы провели. А что делать с полученными цифрами? Погрузимся в основы статистики. Что такое выборка и кого и зачем надо «выбирать»? Как можно делать выводы о всех людях, если все люди в исследовании никогда не поучаствуют? Что такое кривая нормального распределения и зачем она нужна психологам? И зачем нужны статистические величины: среднее, медиана, мода? Объясним очень сложные вещи простым и жизненным языком.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Как психологи проводят эксперименты в лабораторных и в полевых условиях? Почему психологический эксперимент называют «квази-экспериментом»? Что мы можем контролировать при проведении психологических экспериментов, а что на самом деле нет? А еще познакомимся с известными психологическими экспериментами и проанализируем с точки зрения метода. И, конечно, обсудим многочисленные вопросы этики.

ЭКСПЕРИМЕНТ В ДЕЙСТВИИ
Будем разбираться, как строится экспериментальный план исследования. Узнаем, как в психологическом исследовании выглядит гипотеза, какой она бывает и как её выдвигать. Поговорим о переменных: зависимых, независимых, дополнительных и побочных. И, наконец, попробуем составить свою схему эксперимента для решения реальной исследовательской проблемы.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Правда ли, что психологи могут узнать о человеке то, что он не знает сам о себе? Да, и это вовсе не чтение мыслей. Поговорим о бессознательной части психики и о том, как её исследовать. Вспомним и небезызвестного Зигмунда Фрейда, и узнаваемые пятна Роршаха. Попробуем самые простые проективные методики на себе и обсудим, почему они работают, даже если мы знаем о них все.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Обсудим, как можно исследовать психику «напрямую», не обращаясь к мнению человека о себе. Поговорим о том, как нервная система отвечает на вопросы психолога, и как «общаться» с мозгом. И узнаем, что психологу могут сказать такие показатели, как КГР, ЭЭГ, и МРТ.

КВИЗ И ФЕСТИВАЛЬ
Подведем итоги изученного с помощью квиза о методах психологического исследования. И, конечно, пригласим родителей поучаствовать в наших исследованиях.
Новый взгляд (м. Фрунзенская)
  • МАГНИТЫ И КОМПАС
    Познакомимся с магнетизмом и его свойствами. Поговорим о магнитных свойствах Земли. Научимся работать с компасом и ориентироваться на местности.
  • СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ДВИЖЕНИЕ МАТЕРИКОВ
    Поговорим о строении Земли. Узнаем, что такое конвекция и как она двигает литосферные плиты. Посмотрим, как образуются горы и расщелины.
  • ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ЗЕМНОЙ КОРЫ. МИНЕРАЛЫ
    Займемся неорганической химией. Поговорим о химических элементах, входящих в состав Земной коры, и конечно же, поставим несколько химических опытов.
ПОЛНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
РАЗВЕРНУТЬ
НЕФТЬ И ПОЛИМЕРЫ
Познакомимся с неорганической химией. Поговорим о полезных ископаемых, узнаем, что с помощью химических превращений можно сделать из нефти, и создадим свой продукт из полимера.

МОРЯ И ОКЕАНЫ
Узнаем, из каких слоев состоит гидросфера Земли. Поговорим про соленость и плотность, поймем, как формируются слои океана и океанические течения.

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
Познакомимся с разными агрегатными состояниями воды и возможными способами перехода из одного состояния в другое. Поймем, где на земле и в каком состоянии находится вода и как устроен ее круговорот.

ФИЗИКА СВЕТА
Рассмотрим свет с точки зрения физики. Узнаем о законах преломления и отражения, а также познакомимся с явлениями интерференции и дифракции света.

ФИЗИКА ЦВЕТА
Поговорим про Солнце и физику цвета. Поймем, почему небо синее, а закат разноцветный, как появляется радуга и что такое светофильтры.

ХИМИЯ ЦВЕТА
Узнаем, что такое пигменты. Выделим натуральные пигменты из растений и проведем хроматографию синтетических пигментов. Также проведем несколько цветных химических реакций и узнаем, что такое индикатор.

ХИМИЯ. РАСТВОРЫ И СМЕСИ
Познакомимся с растворимостью веществ, узнаем про разные виды смесей. Изучим процесс эмульгации и разложим различные смеси на их компоненты.

ЖИВОЕ И НЕЖИВОЕ
Поговорим о том, как на Земле появились живые организмы и попробуем отличить живое от неживого. Посадим живые растения и вырастим своих рачков.

СОЛНЦЕ И ЛУНА
Изучим карту спутника Земли - Луны, обсудим как выглядят моря и океаны на Луне. Сделаем модель лунной поверхности и экспериментальным путем выясним, как образуются кратеры.
Смоделируем систему Солнце - Земля - Луна и поймем, как происходит смена дня и ночи, времен года и что такое затмение.

КАРТА ЗВЕЗДНОГО НЕБА
Научимся работать с картой звездного неба и сделаем свой небольшой планетарий. Узнаем, почему звезды разного цвета, кто такие карлики и гиганты. Потренируемся определять высоту звезд над горизонтом, как великие мореплаватели.

КВЕСТ
Подведем итоги первых 12 занятий и проведем увлекательный квест.

ОСНОВЫ ПАЛЕОНТОЛОГИИ
Поговорим об истории жизни на Земле. Изучим, кто обитал на нашей планете до нас (и даже до динозавров). Узнаем, как археологи и палеонтологи датируют свои находки и проведем собственные раскопки, а также познакомимся поближе с живыми ископаемыми.

СКЕЛЕТ
Будем изучать позвоночных. Сравним скелет человека и динозавра. Обсудим когда появился скелет, у каких животных он есть, а у кого его нет. Узнаем о животных, живущих "скелетом наружу". Познакомимся поближе со строением черепа и сделаем слепок мозга динозавра.

СТРОЕНИЕ КОНЕЧНОСТЕЙ
Выясним как устроены конечности, как называются их части, и чем кости разных животных отличаются друг от друга. Своими руками соберем модели конечностей летающих, бегающих и плавающих позвоночных животных.

СЛЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обсудим, можно ли по отпечаткам лап, ног и хвостов определить вид животного, его скорость движения, вес, длину тела. Научимся отличать погрызы мыши от погрызов зайца. Вычислим вид динозавра по следам и сделаем гипсовый слепок отпечатка лапы.

СРЕДА ОБИТАНИЯ И ВНЕШНИЙ ВИД
Узнаем, что такое среда обитания, какая она бывает и как влияет на живые организмы. На примере динозавра увидим, как меняется внешний вид животного в зависимости от места, где оно живет. А еще изучим, чем похожи друг на друга динозавр и птица, и своими руками сделаем модели перьев нелетающих и летающих динозавров.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
Поговорим об эволюции на примере человека. Выясним, кто был нашим далёким предком. Узнаем, что такое микролит и как обычный булыжник превращается в орудие труда. А затем займёмся экспериментальной археологией и своими руками смастерим орудие труда древних людей.

АНАЛИЗ НАХОДОК
Разберемся, как по зубам, костям и кусочкам орудий труда понять древнего человека. Узнаем, что такое ДНК и как его анализируют. А еще научимся различать кости животных и древних людей, выясним, о чем может поведать ископаемая пыльца и изготовим ожерелье из резцов благородного оленя.

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
Узнаем, когда появился самый первый ученый и причем здесь искусство и религия. Разберемся, без чего не могли обойтись племенные шаманы, зачем нужно ожерелье из клыков, как сделать флейту из костей птиц и почему на древнем рисунке соседствуют олени и лососи. А затем попробуем себя в наскальной живописи (с красками по древним рецептам!).

СТРОЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ
Погрузимся в тему доисторической медицины. Узнаем, как справлялись с кариесом неандертальцы и какие целебные травы использовали кроманьонцы. Поговорим о лекарствах из растительного сырья и поставим пломбу из пчелиного воска на зуб древнего человека.

МЕДИЦИНА
Выясним, какая бывает медицина и что изучает. Познакомимся с внутренним строением человека, изучим функции органов и подберем для каждого своего врача. Измерим пульс, проведем аскультацию, узнаем, из чего состоит кровь и научимся брать её на анализ.

МЕДИЦИНА. ТРАВМАТОЛОГИЯ
Узнаем, чем отличается ушиб от вывиха и перелома. Научимся определять перелом на рентгеновском снимке и наложим гипс на поврежденную конечность.

ФАРМАКОЛОГИЯ
Исследуем цепочку "диагностика - диагноз - лечение" и узнаем, что такое фармакология. Вспомним, в каких формах существуют лекарства, и попробуем их приготовить. Разберемся, какие бывают дозы, зачем аннотация к лекарствам такая большая, и почему в аптеку важно приходить с рецептом от врача.

ИГРА "ВОЛОНТЕР В ВЕТЕРИНАРНОЙ КЛИНИКЕ"
Ребята в игровой форме знакомятся с нюансами работы ветеринара и помогают ему лечить животных.

ФЕСТИВАЛЬ
Готовим вместе с детьми эксперименты для фестиваля. Это открытый урок, на который дети смогут пригласить своих близких и провести для них мастер-классы на основе экспериментов из курса.

МАКАРУН (м. Сокол)
  • ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
    Познакомимся не только друг с другом, но и с правилами техники безопасности. Научимся работать с разнообразной химической посудой, чтобы чувствовать себя уверенно в лаборатории. Узнаем, зачем нужна периодическая таблица элементов и в чем ее главный смысл.
  • ВОДОРОД
    Начнем с самого первого элемента таблицы — водорода. Разберемся, как можно получить водород в лабораторных условиях (и, конечно, тут же получим его). Узнаем, как этот элемент производят в промышленных масштабах и для чего.
  • ЩЕЛОЧНЫЕ И ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛЫ
    Вспомним, что такое щелочи и индикаторы. Научимся по цвету пламени определять металл. С помощью щелочи произведем омыление жира и разберемся, что такое поверхностно-активные вещества. Сделаем мелок и заберем его домой.
ПОЛНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
РАЗВЕРНУТЬ
БОР, АЛЮМИНИЙ, ГАЛЛИЙ, ИНДИЙ, ТАЛЛИЙ
Разберемся с самым распространенным элементом в земной коре — алюминием, а также рассмотрим природные соединения других элементов этой подгруппы. Сделаем собственные перлы буры.

УГЛЕРОД, КРЕМНИЙ, ГЕРМАНИЙ, ОЛОВО, СВИНЕЦ
Выясним, что углерод бывает в разных формах — графит, алмаз, графен, наночастицы. Узнаем, как можно получить углекислый газ и как он участвует в климатических изменениях на Земле. Узнаем, чем силикагель отличается от силикона, и получим его (силикагель) сами.

АЗОТ, ФОСФОР, МЫШЬЯК, СУРЬМА, ВИСМУТ
Всем знаком едкий запах аммиака — пора узнать, что это такое, как его получить и как применять. Помимо этого узнаем про окисление и восстановление в реакциях, а еще про самые распространенные удобрения. Азот переводится с греческого как безжизненный, но на самом деле он очень важен для жизни на Земле.

РОЛЕВАЯ ИГРА "СУД"
Проведем суд над химическим элементом! У каждого из детей будет своя роль - судья, прокурор, адвокат, потерпевший и так далее. Суд попытается выяснить, чего больше приносит элемент: пользы или опасности для человечества.

КИСЛОРОД, СЕРА, СЕЛЕН, ТЕЛЛУР, ПОЛОНИЙ
Кислород — один из важнейших участников химических реакций на Земле, а также ключевой элемент для понимания химии неорганических соединений. Воздух примерно на 21% состоит из кислорода, а само вещество активно взаимодействует с другими молекулами. Разберемся с процессами горения и окисления.

ГАЛОГЕНЫ
Разберемся с понятием "неметаллы". Элементы этой группы — сильные окислители, поэтому в природе встречаются в соединениях, например, в солях ("галит" по-гречески — это соль). Проведем эксперименты с йодом и узнаем много нового о таком привычном нам веществе.

ТИТАН, ВАНАДИЙ, ХРОМ, МАРГАНЕЦ
Почему некоторые элементы обладают и металлическими, и неметаллическими свойствами, и как они проявляются? Открываем завесу тайны над элементами переходных подгрупп. Ванадий, марганец и хром — чемпионы по количеству степеней окисления, это проявляется в невероятном разнообразии цветов, которые можно получить в реакциях с ними. Этим мы и займемся.

ЖЕЛЕЗО, КОБАЛЬТ, НИКЕЛЬ
Самый применяемый на данный момент металл в мире — это железо. Проведем серию экспериментов с комплексами железа и обсудим его химические свойства. Познакомимся и с другими двумя характерными представителями своих групп — жизненно важных для человека кобальтом и никелем, героем суперсплавов и веществе, которое позволяет нам защищать другие металлы от коррозии.

МЕДЬ И ЦИНК
В честь сплава меди и бронзы названа целая эпоха в развитии человеческой истории — медный век. В чем особенность этого сплава и какие химические свойства проявляет медь? Еще один герой этого занятия, цинк, обладает сильными восстановительными свойствами, которые мы и проверим.

ХИМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Подведем итог, проверим наши теоретические и практические знания, решая сложные и каверзные химические задачи. Ребятам предстоит не только показать свои знания, но и продемонстрировать, как ловко они обращаются с лабораторной посудой и чисто проводят химические реакции из пройденного курса. Еще раз убедимся, что ребята поняли самые важные принципы устройства таблицы Менделеева и могут ими воспользоваться.

ФЕСТИВАЛЬ

Готовим вместе с детьми эксперименты для фестиваля. Это открытый урок, на который дети смогут пригласить своих близких и провести для них мастер -классы на основе экспериментов из курса.


ПРИЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Знакомимся с химическим оборудованием и техникой безопасности — зачем нужны перчатки, как можно нюхать вещества и как нельзя. Обсудим, чем вообще занимаются химики, в чем отличие физических и химических явлений. После приступим к опытам и разберёмся с признаками химических реакций. Для этого проведём реакции с выпадением осадка, изменением цвета, выделением газа и тепла!

СТРОЕНИЕ АТОМА
Попробуем понять как устроен атом и почему в нашей Вселенной возможны химические реакции. Познакомимся с таблицей Менделеева, поймем по каким принципам расположены элементы и какое значение имеют порядковые номера. А чтобы подтвердить теорию практикой выделим чистое олово из хлорида олова.

ИНДИКАТОРЫ, КИСЛОТЫ И ОСНОВАНИЯ
Продолжим структурировать знания об ионах, разберемся в классификации неорганических веществ и в том, что делает кислоту кислотой. Проведем эксперименты с индикаторами, дадим определение рН и проверим кислотность всех представителей бытовой химии.

ХИМИЧЕСКИЕ СОЛИ
На примере красящих пигментов разберемся в понятиях растворимости и нерастворимости солей. Обсудим, как устроены соли, что можно построить из ионов и как признаки химических реакций применяются для качественного определения неорганических соединений. Проведем качественные реакции на ионы меди, а затем определим неизвестные вещества, используя полученные знания. Заодно сделаем несколько красок на основе синтезированных солей.

МЕТАЛЛЫ
Познакомимся с металлами, изучим их физические и химические свойства. Проведем реакции между металлами и кислотами. И переизобретем ряд активности металлов. Закрепим знания с помощью квиза по пройденной теме.

МЕТОДЫ АНАЛИЗА В ХИМИИ
Освоим количественный анализ в химии. Применив знания из третьего занятия, попробуем разобраться что такое титрование и оттитруем кислоту щелочью. В конце занятия повторим пройденные темы и закрепим полученные знания.

ПРОЕКТ
Обсудим с ребятами, как делаются исследовательские работы. Проводим брейншторм для придумывания исследовательского вопроса, ищем решение, проводим эксперимент, подтверждаем или опровергаем нашу гипотезу, отвечаем на исследовательский вопрос.

ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ
Изучим природу углеродных связей и узнаем, что на самом деле кроме неорганических соединений существует большая группа органических веществ. Узнаем какими общими свойствами они обладают, зафиксируем знания проведя пять качественных реакций с основными классами органических веществ — с карбоновыми кислотами, спиртами, углеводами и даже циклические углеводороды захватим.

БЕЛКИ
Узнаем различие полимеров и мономеров на примере белков. Поговорим о их сложной структуре и значении в нашей жизни. С помощью химических методов сможем различить типы белков. Проведем на них и сахарозаменителях на их основе качественные реакции, а затем разными способами проведем денатурацию яичного белка.

УГЛЕВОДЫ
Начнем знакомство с углеводами, проведем качественные реакции на различные структурные группы. Узнаем, что общего у древесины и крахмала. Погрузимся в мир биополимеров — проверим, действительно ли крахмал и целлюлоза состоят из одного вещества, хотя проявляют разные свойства. Для этого получим реактив Бенедикта, а затем с его же помощью оценим качество мёда.

ВИТАМИНЫ
Поговорим о химии и нашем здоровье. Разберемся в видах витаминов, в важности правильной дозировки и в том, почему потреблять витамин С нужно в гораздо больших количествах, чем другие. Проведем качественные реакции на витамины С и Е и восстановим рибофлавин (витамин В2).

ПОЛИМЕРЫ
Продолжим изучение органических соединений, подробнее останавливаясь на синтетических полимерных веществах. Разберем способы получения разных пластмасс, а также сделаем свой собственный полимер и даже искусственный шелк. Поймем, что химия делает нашу жизнь комфортнее и проще.

ИТОГОВАЯ ВИКТОРИНА
Обобщим все знания, полученные на занятиях. Проведем мини-экзамен, где отточим полученные умения и навыки в области химии.

ФЕСТИВАЛЬ
Готовим вместе с детьми эксперименты для фестиваля. Это открытый урок, на который дети смогут пригласить своих близких и провести для них мастер-классы на основе экспериментов из курса.
  • ПУЛЬМОНОЛОГИЯ
    Займёмся пульмонологией и узнаем, как устроены наши лёгкие. Поймём как мы дышим и каким образом кислород из окружающего воздуха попадает в нашу кровь. Узнаем, что такое сатурация и почему она может сообщить нам о проблемах с лёгкими. Вспомним, как аускультация помогает врачам заподозрить заболевания лёгких. Узнаем, что такое пневмония, абсцесс и новообразование лёгких. Выполним операцию по резекции части лёгкого и пересадим долю донорского лёгкого.
  • ДЕРМАТОЛОГИЯ
    Займёмся дерматологией и познакомимся с нашей кожей - сложным органом, который всегда на виду. Разберём основные кожные элементы, поймём, что придаёт коже цвет и с какими заболеваниями кожи мы можем столкнуться. Научимся проводить самообследование и поймём, как заботиться о коже так, чтобы не допустить развитие опасных заболеваний.
  • ТОКСИКОЛОГИЯ
    Займёмся токсикологией и поймём, что такое токсические вещества, как они влияют на организм человека, как определить наличие токсических веществ в организме. Что такое отравления, как их лечить и почему так важно знать, чем именно отравился человек. Узнаем, какие тесты, помимо токсикологических, способны определить наличие разнообразных веществ в организме, например, гормонов и антител. Проведём промывание желудка, токсикологическую экспертизу биологических жидкостей: крови, мочи и рвотных масс.
ПОЛНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
РАЗВЕРНУТЬ
ТРАНСПЛАНТОЛОГИЯ
Займёмся трансплантологией, поймём, какие органы и ткани человека можно пересаживать и сколько они могут выживать вне организма. Узнаем, какие сложности возникают при трансплантации органов и почему аутотрансплантация лишена этих проблем. Поймём, что такое репалантация, через какой промежуток времени можно пришить обратно потерянную часть тела и как правильно её хранить до приезда к врачу. Узнаем, как врачи могут восстановить утраченный орган, и как пластическая хирургия помогает людям восстановиться после тяжёлых травм.

ПСИХИАТРИЯ
Займёмся психиатрией и узнаем, чем эта специальность отличается от всех остальных областей медицины. Познакомимся с некоторыми психиатрическими заболеваниями. Поймём, что такое медицинская этика и почему к психиатрическим пациентам нужно относиться с пониманием. Узнаем, что такое психометрия и самостоятельно выполним психометрические тесты на внимание и память.

АЛЛЕРГОЛОГИЯ
Займёмся аллергологией, поймём, что такое аллергическая реакция, на какие раздражители она может возникнуть. Узнаем, что есть несколько типов аллергических реакций, развивающихся по разным механизмам. Поймём, как оказать человеку с острой аллергической реакцией первую помощь, как контролировать аллергию. Проведём скарификационную пробу, позволяющую оценить реакцию пациента на разные виды аллергенов.

ТРАВМАТОЛОГИЯ
Займёмся травматологией, познакомимся со строением опорно-двигательного аппарата. Узнаем, как мышцы прикрепляются к костям. Поймём, почему при переломах, разрывах мышц и сухожилий происходит нарушение нормального движения. Поймём, что такое переломы, как их лечить, как долго они срастаются. Узнаем, что иногда травматологи специально ломают кости пациентов, для того чтобы исправить неправильно сращение костей или увеличить рост человека. Зашьём разорванное сухожилие и восстановим движение в конечности.

НЕФРОЛОГИЯ
Займёмся нефрологией и поймём, как работают наши почки, какие функции в нашем организме они выполняют. Узнаем, как устроена мочевая система, что такое мочеточники и мочевой пузырь. Рассмотрим мочекаменную болезнь и другие заболевания почек. Поймём, почему в организме человека могут образовываться камни и в каких органах они могут находиться. Проведём литоэкстракцию камней из мочеточника и желчного протока.

МИКРОБИОЛОГИЯ
Займёмся микробиологией и узнаем, чем бактерии отличаются от вирусов, почему для лечения бактериальных и вирусных инфекций нужны разные лекарственные средства. Разберёмся, что такое антибиотики, как они работают и когда их нужно применять. Разберём тонкости забора мазков из зева и носа.

ФЛЕБОЛОГИЯ
Займемся сосудистой хирургией и узнаем, почему заболевания сосудов — одни из самых угрожающих. Разберемся во всех тонкостях системы кровообращения, научимся отличать малый круг от большого, вены от артерий. Поймём, что такое тромбы, какие они бывают и почему они так опасны. Узнаем, как внутри устроены вены и почему возникает варикоз. Проведём удаление варикозно расширенной вены и склерозирование варикозных узелков.

НАУЧНЫЙ КОНСИЛИУМ
Знакомимся с критериями различных заболеваний в МКБ (Международной классификации болезней). Проводим консилиум, на котором каждый ребёнок является узко специализированным врачом, обследовавшим пациента по своей специальности. Пользуясь критериями МКБ и сведениями, полученными от разных специалистов необходимо поставить пациенту диагноз и назначить лечение.

ПЛАСТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ
Познакомимся с работой пластического хирурга. Вспомним, что пластическая хирургия - не всегда блажь пациента, но часто и необходимая операция. Поймём, в каких случаях пациенту показано вмешательство пластического хирурга. Вылечим перелом носа, проведём операцию по исправлению искривлённой носовой перегородки.

СТОМАТОЛОГИЯ
Займёмся стоматологией и узнаем, что кроме зубов лечит врач стоматолог. Познакомимся со строением зубов и слюнных желёз, поймём, откуда в слюнных железах бывают камни, и как стоматолог может помочь зубам выглядеть лучше.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Познакомимся с исследованиями в медицине. Поймём, что такое гипотеза, цели, задачи и методы исследования. Проведём исследование зависимости частоты пульса от физической нагрузки.

ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ
На занятии познакомимся с хирургией. Узнаем, кто такие хирурги и чем они отличаются от терапевтов, поймём, как хирурги лечат заболевания. Познакомимся с операционной - местом работы любого хирурга. Научимся орудовать основными инструментами хирурга: скальпелем и иглодержателем, познакомимся с многообразием разрезов и швов, научимся резать и зашивать.

ГЕМАТОЛОГИЯ
Займёмся гематологией и узнаем, что такое кровь, из чего она состоит и какие функции выполняет. Познакомимся с клетками крови: эритроцитами, лейкоцитами и тромбоцитами, узнаем, как они работают в нашем организме. Разберёмся, что такое группы крови и почему их больше четырёх. Научимся самостоятельно определять группу крови с помощью цоликлонов. Узнаем,как выполняется забор крови на анализ, проведём забор крови из вены в вакуумную пробирку, выполним внутривенную инъекцию. Узнаем, что такое ликвор и как выполнить пункцию спинномозговой жидкости.

ЭНДОКРИНОЛОГИЯ
Узнаем, что изучает наука эндокринология и какие органы в нашем организме выполняют эндокринную функцию. Проведём гемитиреоидэктомию - операцию по резекции доли щитовидной железы. Сохраним паращитовидные железы и поймем, для чего они нужны.

ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ
Узнаем, кто такой врач оториноларинголог: проведем осмотр полости рта, промывание миндалин, вскрытие паратонзиллярного абсцесса, переднюю и заднюю тампонаду носа.

АНЕСТИЗИОЛОГИЯ
Узнаем, чем занимаются врачи анестезиологи-реаниматологи. Научимся определять признаки жизни, делать сердечно-легочную реанимацию и выполним плановую трахеостомию.

ПЕРКУССИЯ И ПАЛЬПАЦИЯ
Займемся физикальным обследованием: освоим правильную технику перкуссии и пальпации. Проведём перкуссию макета и определим, как звучат по-разному заполненные полости. Найдем на макете конгломерат лимфоузлов, лимфатический тяж, новообразование, мышечное напряжение, газовую гангрену и кишку.

ДЕСМУРГИЯ
Поговорим о десмургии - науке о наложении повязок. Поймем, как правильно оказать первую помощь при кровотечении, вывихе, растяжении и переломе. Научимся накладывать повязки на руку, ногу и голову.

ОФТАЛЬМОЛОГИЯ
Познакомимся с профессией офтальмолога. Поймем, как устроен глаз: как мы двигаем глазами и как мы видим. Узнаем про распространенные болезни глаз и проведем операцию по пересадке хрусталика.

ГЕРНИОПЛАСТИКА
Займёмся абдоминальной хирургией, поймём, в чём её отличие от общей хирургии и с какой областью тела она работает. Вспомним строение желудочно-кишечного тракта, поймём, как он защищён от внешней среды и почему в этой защите могут возникать бреши. Узнаем, что такое грыжа и почему она может ущемляться. Поймём, чем опасна кишечная непроходимость. Проведём операцию с целью вправления грыжи и ушивания грыжевых ворот.

ОНКОЛОГИЯ
Разберемся с доброкачественными и злокачественными опухолями, поймём, что такое рак, как его диагностируют и лечат.
Проведём операцию по удалению метастазов из средостения.

СОСУДИСТАЯ ХИРУРГИЯ
Займёмся сосудистой хиругией, поймём, какие типы сосудов есть в нашем организме и чем они отличаются друг от друга. Узнаем, как кровоснабжаются все наши органы и сами сосуды. Поймём из-за чего в сосуде может нарушаться ток крови и к каким последствиям это приводит. Узнаем, что такое атеросклероз и чем он отличается от тромбоза. Разберёмся, почему инфаркт опаснее стенокардии. Познакомимся с методами лечения тромбоза и атеросклероза. Выполним тромболизис, тромбэкстракцию и шунтирование.

НЕЙРОХИРУРГИЯ
Займёмся нейрохирургией и поймём, почему она так сложна. Узнаем, как устроен мозг, за что отвечают его отделы, зачем мозгу серое и белое мозговое вещество. Узнаем, как мозг управляет всем нашим телом. Поймём, что такое инсульт, почему он бывает ишемическим и геморрагическим и как его вовремя распознать. Узнаем, как проводят операции на открытом мозге. Разберёмся, чем так опасны опухоли мозга. Выполним операция по удалению внутримозгового новообразования.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
На занятии мы поговорим про разные методы диагностики, а также проводим тематическую игру, позволяющую в новой форме закрепить и отработать пройденный материал. Дискутируем, отстаиваем свою точку зрения, смотрим на медицину под новым углом.

ФЕСТИВАЛЬ
Готовим вместе с детьми эксперименты для фестиваля. Это открытый урок, на который дети смогут пригласить своих близких и провести для них мастер-классы на основе экспериментов из курса.
  • ЕДИНСТВО ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА
    Что такое живой организм? Все живое состоит из того же материала, что и неживое — химических элементов. Только соотношение этих элементов особое. Узнаем, что такое C, H, O и N, почему их так много в живом организме, и проведем качественные реакции на углеводы, жиры и белки.
  • КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ
    Чем живое отличается от неживого и какие признаки живого есть? На эти вопросы мы будем искать ответы в течение всего кружка. На занятии разберём один из главных признаков живого - клеточное строение. Самостоятельно изготовим несколько микропрепаратов, окрасим их и изучим под микроскопом.
  • ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
    Любой организм постоянно обменивается с окружающей средой веществами и энергией. Мы можем увидеть, как дышит и питается слон — но как это делают растения или микроорганизмы? Соберём респирометр, с помощью которого измерим, сколько кислорода потребляют разные организмы.
ПОЛНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
РАЗВЕРНУТЬ
КАТАБОЛИЗМ
В ходе обмена веществ, или метаболизма, постоянно образуются и расщепляются вещества — такие реакции называются анаболическими и катаболическими. Изучим анаболизм на примере растений и в ходе экспериментов докажем, что в их клетках проходят реакции, образующие крахмал и выделяющие кислород.

АНАБОЛИЗМ
Чтобы получить энергию, организму нужно расщепить вещество, поделить сложные молекулы на более простые. А помогают в этом ферменты. Проведем ферментативную реакцию — расщепление крахмала амилазой, и измерим активность амилазы в слюне.

САМОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
Еще одно очень важное свойство живого - это самовоспроизведение, или размножение. Оно бывает бесполым или половым. Попробуем размножить растения с помощью семян и с помощью вегетативных органов.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
Почему дети похожи на родителей? Все дело в наследственности, то есть способности организма передавать свои признаки потомству. А получаем мы эту способность благодаря генам. Выделим молекулы ДНК, разберемся в их строении и поймем как ДНК записывает генетическую информацию.

РОСТ И РАЗВИТИЕ
Чтобы успешно жить в окружающей среде, организмы получают особые приспособления, или адаптации. Именно поэтому у птиц разные клювы, шпорцевая лягушка меняет окраску, а палочник похож на палочку. Разберемся, как организмы приспосабливаются к окружающей среде и какие преимущества им дают адаптации.

ИЗМЕНЧИВОСТЬ И АДАПТАЦИЯ
Живой организм в начале жизни не похож на самого себя в конце. Дело в количественных изменениях, то есть росте, и качественных — приобретении или утрате разных признаков и способностей. Понаблюдаем за ростом ранее высаженных растений и грибов и изучим препараты пчел и лягушек на разных стадиях развития.

РАЗДРАЖИМОСТЬ И ГОМЕОСТАЗ
Живому организму важно реагировать на изменения окружающей среды, иначе он очень быстро станет неживым. Делает он это благодаря раздражимости. Изучим это свойство у растений, простейших и многоклеточных животных.

СМЕРТЬ
Мы разобрали различные свойства живого и процессы, необходимые для поддержания жизни. Но что происходит, когда эти процессы останавливаются? Поговорим об этом, а также о том, возможно ли бессмертие.

ИТОГОВЫЙ КВИЗ
Подводим итоги кружка. Проводим викторину с экспериментами, немного повторяем пройденный материал, но в основном наслаждаемся разнообразием живой природы и ее удивительными решениями.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Занятие посвящено факторам среды и их влиянию на развитие организмов. Дети выполняют творческую работу на тему того, как могло бы выглядеть животное в определенных условиях.

ФЕСТИВАЛЬ
Готовим вместе с детьми эксперименты для фестиваля. Это открытый урок, на который дети смогут пригласить своих близких и провести для них мастер-классы на основе экспериментов из курса.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭВОЛЮЦИИ
Поговорим о том, откуда всё живое появилось. Познакомимся с понятием первичного бульона и узнаем, как жизнь зародилась на Земле. Перейдем к основным принципам эволюции и подготовимся к изучению биологии: освоим микроскоп, микроскопируем колонии бактерий и выполним несколько лабораторных из вузовского курса микробиологов.

ФОТОСИНТЕЗ
Узнаем, как возник фотосинтез и почему он привел к первому массовому вымиранию на Земле. Поговорим о первых растениях их спорах и эукариотических клетках. А еще выделим хлорофилл и разберемся в устройстве основных производителей кислорода на планете Земля.

ОРГАНЫ И ТКАНИ РАСТЕНИЙ
Продвигаясь по эволюционному древу, познакомимся с ароморфозом позволившим первой жизни распространится по всей планете — семенем. Поставим над образцами растений эксперименты, узнаем, что влияет на их развитие и почему это целая наука.

ГРИБЫ
Грибы — это не только то, что мы употребляем в пищу. Это огромное царство, в котором сосуществует и не очень благородная плесень, и хорошо знакомый всем белый гриб. Узнаем о строении эукариотической клетки, разберемся в том, кто такие гетеротрофы и разберемся в симбиозе грибов и водорослей.

ПРОСТЕЙШИЕ ЖИВОТНЫЕ
Поговорим о первых животных. Изучим инфузорию-туфельку и прочие колонии простейших под микроскопом, а потом рассмотрим мельчайших многоклеточных — коловраток. Узнаем, что позволило первым животным — протистам — заселить всю Землю.

ОРГАНЫ И ТКАНИ ЖИВОТНЫХ
Узнаем о том, как возникли сложные системы органов у животных. Изучим строение мидий и проведём препарацию рака. Осмыслим важность возникновения экзоскелета и икры.

ПОЗВОНОЧНЫЕ
Узнаем про первых позвоночных и разбираемся в строении рыб. После этого приступим к определению вида рыбы по строению её чешуи. Сделаем препарирование сельди и изучим строение жаберного аппарата, а заодно поймем, почему внутренний скелет стал таким полезным эволюционным изобретением.

ЗЕМНОВОДНЫЕ
Разберемся в том, какие были предпосылки выхода на сушу первых животных и какие эволюционные адаптации позволили им это сделать. Проведем ряд тестов с живой амфибией и подтвердим теорию на практике.

РЕПТИЛИИ И ПТИЦЫ
Сложно освоить всю Землю, если размножаться приходится исключительно в водоемах. Поэтому животные пошли дальше по эволюционному древу и «изобрели» чешую, перья, шерсть и еще множество важных изменений, позволивших расселиться в каждом уголке планеты. Поговорим обо всем этом и проведем несколько опытов, наглядно объясняющих, как устроено яйцо и зачем нужна теплокровность.

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
Изучим главные особенности млекопитающих и поймем почему представители именно этой группы животных обладают самой сложной нервной системой сегодня. Изучим социальное поведение, поставив опыты на живых крысах.

ЧЕЛОВЕК
На основе полученных знаний, выясняем, что привело к появлению человека, и кто был его предком. Откопаем с помощью археологических методов кости древних предков, а потом изучим черепа австралопитека, хомо эректуса и хомо сапиенса. Сделаем сравнение находок и узнаем как развивался мозг.

ВИКТОРИНА
Подводим итоги длительных экспериментов и первой части кружка. Закрепляем знания в игровой форме!

ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ
На этом занятии дети попробуют аргументировать свою точку зрения, может ли то или иное животное существовать. Дети будут выступать в роли скептиков (доказывают, что это невозможно) и защитников (доказывают, что возможно) и вынесут итоговый вердикт.

ФЕСТИВАЛЬ
Готовим вместе с детьми эксперименты для фестиваля. Это открытый урок, на который дети смогут пригласить своих близких и провести для них мастер-классы на основе экспериментов из курса.