БОР, АЛЮМИНИЙ, ГАЛЛИЙ, ИНДИЙ, ТАЛЛИЙРазберемся с самым распространенным элементом в земной коре — алюминием, а также рассмотрим природные соединения других элементов этой подгруппы. Сделаем собственные перлы буры.
УГЛЕРОД, КРЕМНИЙ, ГЕРМАНИЙ, ОЛОВО, СВИНЕЦВыясним, что углерод бывает в разных формах — графит, алмаз, графен, наночастицы. Узнаем, как можно получить углекислый газ и как он участвует в климатических изменениях на Земле. Узнаем, чем силикагель отличается от силикона, и получим его (силикагель) сами.
АЗОТ, ФОСФОР, МЫШЬЯК, СУРЬМА, ВИСМУТВсем знаком едкий запах аммиака — пора узнать, что это такое, как его получить и как применять. Помимо этого узнаем про окисление и восстановление в реакциях, а еще про самые распространенные удобрения. Азот переводится с греческого как безжизненный, но на самом деле он очень важен для жизни на Земле.
РОЛЕВАЯ ИГРА "СУД"Проведем суд над химическим элементом! У каждого из детей будет своя роль - судья, прокурор, адвокат, потерпевший и так далее. Суд попытается выяснить, чего больше приносит элемент: пользы или опасности для человечества.
КИСЛОРОД, СЕРА, СЕЛЕН, ТЕЛЛУР, ПОЛОНИЙКислород — один из важнейших участников химических реакций на Земле, а также ключевой элемент для понимания химии неорганических соединений. Воздух примерно на 21% состоит из кислорода, а само вещество активно взаимодействует с другими молекулами. Разберемся с процессами горения и окисления.
ГАЛОГЕНЫРазберемся с понятием "неметаллы". Элементы этой группы — сильные окислители, поэтому в природе встречаются в соединениях, например, в солях ("галит" по-гречески — это соль). Проведем эксперименты с йодом и узнаем много нового о таком привычном нам веществе.
ТИТАН, ВАНАДИЙ, ХРОМ, МАРГАНЕЦПочему некоторые элементы обладают и металлическими, и неметаллическими свойствами, и как они проявляются? Открываем завесу тайны над элементами переходных подгрупп. Ванадий, марганец и хром — чемпионы по количеству степеней окисления, это проявляется в невероятном разнообразии цветов, которые можно получить в реакциях с ними. Этим мы и займемся.
ЖЕЛЕЗО, КОБАЛЬТ, НИКЕЛЬСамый применяемый на данный момент металл в мире — это железо. Проведем серию экспериментов с комплексами железа и обсудим его химические свойства. Познакомимся и с другими двумя характерными представителями своих групп — жизненно важных для человека кобальтом и никелем, героем суперсплавов и веществе, которое позволяет нам защищать другие металлы от коррозии.
МЕДЬ И ЦИНКВ честь сплава меди и бронзы названа целая эпоха в развитии человеческой истории — медный век. В чем особенность этого сплава и какие химические свойства проявляет медь? Еще один герой этого занятия, цинк, обладает сильными восстановительными свойствами, которые мы и проверим.
ХИМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИПодведем итог, проверим наши теоретические и практические знания, решая сложные и каверзные химические задачи. Ребятам предстоит не только показать свои знания, но и продемонстрировать, как ловко они обращаются с лабораторной посудой и чисто проводят химические реакции из пройденного курса. Еще раз убедимся, что ребята поняли самые важные принципы устройства таблицы Менделеева и могут ими воспользоваться.
ФЕСТИВАЛЬ
Готовим вместе с детьми эксперименты для фестиваля. Это открытый урок, на который дети смогут пригласить своих близких и провести для них мастер -классы на основе экспериментов из курса.
ПРИЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙЗнакомимся с химическим оборудованием и техникой безопасности — зачем нужны перчатки, как можно нюхать вещества и как нельзя. Обсудим, чем вообще занимаются химики, в чем отличие физических и химических явлений. После приступим к опытам и разберёмся с признаками химических реакций. Для этого проведём реакции с выпадением осадка, изменением цвета, выделением газа и тепла!
СТРОЕНИЕ АТОМАПопробуем понять как устроен атом и почему в нашей Вселенной возможны химические реакции. Познакомимся с таблицей Менделеева, поймем по каким принципам расположены элементы и какое значение имеют порядковые номера. А чтобы подтвердить теорию практикой выделим чистое олово из хлорида олова.
ИНДИКАТОРЫ, КИСЛОТЫ И ОСНОВАНИЯПродолжим структурировать знания об ионах, разберемся в классификации неорганических веществ и в том, что делает кислоту кислотой. Проведем эксперименты с индикаторами, дадим определение рН и проверим кислотность всех представителей бытовой химии.
ХИМИЧЕСКИЕ СОЛИНа примере красящих пигментов разберемся в понятиях растворимости и нерастворимости солей. Обсудим, как устроены соли, что можно построить из ионов и как признаки химических реакций применяются для качественного определения неорганических соединений. Проведем качественные реакции на ионы меди, а затем определим неизвестные вещества, используя полученные знания. Заодно сделаем несколько красок на основе синтезированных солей.МЕТАЛЛЫПознакомимся с металлами, изучим их физические и химические свойства. Проведем реакции между металлами и кислотами. И переизобретем ряд активности металлов. Закрепим знания с помощью квиза по пройденной теме.МЕТОДЫ АНАЛИЗА В ХИМИИОсвоим количественный анализ в химии. Применив знания из третьего занятия, попробуем разобраться что такое титрование и оттитруем кислоту щелочью. В конце занятия повторим пройденные темы и закрепим полученные знания.ПРОЕКТОбсудим с ребятами, как делаются исследовательские работы. Проводим брейншторм для придумывания исследовательского вопроса, ищем решение, проводим эксперимент, подтверждаем или опровергаем нашу гипотезу, отвечаем на исследовательский вопрос.ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮИзучим природу углеродных связей и узнаем, что на самом деле кроме неорганических соединений существует большая группа органических веществ. Узнаем какими общими свойствами они обладают, зафиксируем знания проведя пять качественных реакций с основными классами органических веществ — с карбоновыми кислотами, спиртами, углеводами и даже циклические углеводороды захватим.БЕЛКИУзнаем различие полимеров и мономеров на примере белков. Поговорим о их сложной структуре и значении в нашей жизни. С помощью химических методов сможем различить типы белков. Проведем на них и сахарозаменителях на их основе качественные реакции, а затем разными способами проведем денатурацию яичного белка.УГЛЕВОДЫНачнем знакомство с углеводами, проведем качественные реакции на различные структурные группы. Узнаем, что общего у древесины и крахмала. Погрузимся в мир биополимеров — проверим, действительно ли крахмал и целлюлоза состоят из одного вещества, хотя проявляют разные свойства. Для этого получим реактив Бенедикта, а затем с его же помощью оценим качество мёда.ВИТАМИНЫПоговорим о химии и нашем здоровье. Разберемся в видах витаминов, в важности правильной дозировки и в том, почему потреблять витамин С нужно в гораздо больших количествах, чем другие. Проведем качественные реакции на витамины С и Е и восстановим рибофлавин (витамин В2).ПОЛИМЕРЫПродолжим изучение органических соединений, подробнее останавливаясь на синтетических полимерных веществах. Разберем способы получения разных пластмасс, а также сделаем свой собственный полимер и даже искусственный шелк. Поймем, что химия делает нашу жизнь комфортнее и проще.ИТОГОВАЯ ВИКТОРИНАОбобщим все знания, полученные на занятиях. Проведем мини-экзамен, где отточим полученные умения и навыки в области химии.ФЕСТИВАЛЬГотовим вместе с детьми эксперименты для фестиваля. Это открытый урок, на который дети смогут пригласить своих близких и провести для них мастер-классы на основе экспериментов из курса.