Почему важно, чтобы дети занимались спортом? Какой вид спорта выбрать ребенку? Мы поговорили с Михаилом Каптюгом, не только ведущим взрослых программ и сооснователем Sciencely, но и кандидатом в мастера спорта по плаванию.
Оказалось, что детский спорт – это не только про физическое здоровье, но и про целый вагон сопутствующих преимуществ. Тут и стресс-менеджмент, и когнитивное развитие, и социализация. И еще много чего – читайте интервью, в котором Михаил рассказывает свою личную «историю успеха»: как начинал плавать в маленьком провинциальном городе, и что из этого получилось.
Оказалось, что детский спорт – это не только про физическое здоровье, но и про целый вагон сопутствующих преимуществ. Тут и стресс-менеджмент, и когнитивное развитие, и социализация. И еще много чего – читайте интервью, в котором Михаил рассказывает свою личную «историю успеха»: как начинал плавать в маленьком провинциальном городе, и что из этого получилось.

Зачем отдавать ребенка на спорт: социализация
Я рос в небольшом городе в республике Коми. 90-е годы, жизнь довольно суровая, но у нас в городе была хорошая школа плавания и неплохой дворец спорта. И еще – очень сильный тренер, воспитавший призеров Олимпиады. Когда-то он приехал сюда на заработки (на Севере зарплаты были выше), да так и остался жить.
Во-первых, плавание меня явно уберегло от дурной компании. Я не шлялся по улицам, потому что сразу после школы шел в бассейн. Во-вторых, на плавание детей отдавали родители из определенной социальной группы, это был достойный уровень. И это очень помогло мне социализироваться. В школе я был отличник: кажется, у меня до 9 класса была всего одна четверка. А в плавании я был как все, там у меня сложилась отличная компания, и моя социальная жизнь проходила скорее в бассейне, чем в школе. И до сих пор, как ни странно, много настоящих друзей у меня скорее из спорта.
Во-первых, плавание меня явно уберегло от дурной компании. Я не шлялся по улицам, потому что сразу после школы шел в бассейн. Во-вторых, на плавание детей отдавали родители из определенной социальной группы, это был достойный уровень. И это очень помогло мне социализироваться. В школе я был отличник: кажется, у меня до 9 класса была всего одна четверка. А в плавании я был как все, там у меня сложилась отличная компания, и моя социальная жизнь проходила скорее в бассейне, чем в школе. И до сих пор, как ни странно, много настоящих друзей у меня скорее из спорта.
Детский спорт и экзамены
После школы я поступил в МГУ на Химический факультет. Вспоминаю два года подготовки к химическим олимпиадам и понимаю сейчас, что моё спортивное прошлое мне очень помогло. Ведь плавание по сути – это очень скучный вид спорта. Я не помню, чтобы кто-то из моих товарищей по бассейну прям очень сильно любил плавать. Это извращенцем надо быть, чтобы получать кайф от 2-часовой тренировки по плаванию. То есть ты реально приходишь и два-три часа терпишь. Это тебе не футбол или другой игровой вид спорта. Зато потом мне было гораздо проще заниматься кропотливой и нудной работой, например, готовиться к экзаменам. У меня даже была легкая форма СДВГ, и плавание мне очень помогло развить в себе усидчивость. Кстати, если я не ошибаюсь, у Майкла Фелпса тоже СДВГ, он чуть ли не изгоем был в детстве. И плавание ему точно помогло социализироваться.
Обязательно надо сказать про стресс. Вашему ребенку придется сдавать экзамены. А это микс таких навыков, как тайм-менеджмент, психология, мотивация, концентрация внимания. У меня было по пять соревнований в год, я быстро научился справляться со стрессом. Когда сидишь и ждешь своего заплыва, ты стрессуешь ровно как перед экзаменом. И потом на экзаменах я себя уже довольно расслабленно чувствовал. Я видел, как у нас ребята, которые спортом не занимались, их в прямом смысле слова трясло, им было очень трудно сосредоточиться.
Обязательно надо сказать про стресс. Вашему ребенку придется сдавать экзамены. А это микс таких навыков, как тайм-менеджмент, психология, мотивация, концентрация внимания. У меня было по пять соревнований в год, я быстро научился справляться со стрессом. Когда сидишь и ждешь своего заплыва, ты стрессуешь ровно как перед экзаменом. И потом на экзаменах я себя уже довольно расслабленно чувствовал. Я видел, как у нас ребята, которые спортом не занимались, их в прямом смысле слова трясло, им было очень трудно сосредоточиться.

Спорт для детей: полезные привычки
В МГУ я перевелся сразу на второй курс – и оказался в сложной коммуникативной ситуации. Все уже перезнакомились и тусовались в сложившихся компаниях. И тут мне снова помог спорт. Сначала я познакомился с ребятами из сборной МГУ по плаванию, потом пошёл в футбольную сборную факультета стоять на воротах, потом еще я стал играть в гандбол. И везде у меня сложились компании близких друзей.
Что еще даёт ? Привычки! Я давно не занимаюсь плаванием. Честно говоря, наплавался. Если посчитать, в день я проплывал 7-8 километров, в году было 200 плавательных дней. Наверное, тысяч 20 километров я проплыл за всю жизнь. Половина экватора. Нормально, хватит! Но вот полезные привычки остались.
Первое: на тренировку нельзя опаздывать. Соответственно, вырабатывается привычка приходить вовремя, а это уже основы тайм-менеджмента. Второе: когда плывешь длинную дистанцию, нельзя оставлять все силы на первых же метрах, нужно уметь распределять усилия. Сегодня это помогает мне при планировании долгосрочных проектов. И, наконец, третье: я называю это «мыть тарелку после еды». Всего навсего после бассейна дома нужно было мокрые плавки повесить сушиться, иначе будет потом будет плохо.
В плавании я остановился на кандидате в мастера спорта. Это такой водораздел – дальше идет спорт высоких достижений, и это уже не про здоровье. Я вовремя соскочил. В 10 классе у меня была понятная развилка: я мог идти в плавание, у меня были хорошие данные, и в своем возрасте я был в какой-то момент 8-ым по России, то есть мог попасть в сборную. Но все-таки идея оказаться в большом спорте не приводила меня в восторг. Я хотел продолжать учебу, но совмещать ее с профессиональным спортом стало уже невозможно.
Что еще даёт ? Привычки! Я давно не занимаюсь плаванием. Честно говоря, наплавался. Если посчитать, в день я проплывал 7-8 километров, в году было 200 плавательных дней. Наверное, тысяч 20 километров я проплыл за всю жизнь. Половина экватора. Нормально, хватит! Но вот полезные привычки остались.
Первое: на тренировку нельзя опаздывать. Соответственно, вырабатывается привычка приходить вовремя, а это уже основы тайм-менеджмента. Второе: когда плывешь длинную дистанцию, нельзя оставлять все силы на первых же метрах, нужно уметь распределять усилия. Сегодня это помогает мне при планировании долгосрочных проектов. И, наконец, третье: я называю это «мыть тарелку после еды». Всего навсего после бассейна дома нужно было мокрые плавки повесить сушиться, иначе будет потом будет плохо.
В плавании я остановился на кандидате в мастера спорта. Это такой водораздел – дальше идет спорт высоких достижений, и это уже не про здоровье. Я вовремя соскочил. В 10 классе у меня была понятная развилка: я мог идти в плавание, у меня были хорошие данные, и в своем возрасте я был в какой-то момент 8-ым по России, то есть мог попасть в сборную. Но все-таки идея оказаться в большом спорте не приводила меня в восторг. Я хотел продолжать учебу, но совмещать ее с профессиональным спортом стало уже невозможно.
Друзья, читайте и другие наши заметки, где молодые ученые, педагоги и авторы программ Sciencely делятся опытом и отвечают на вопросы современных родителей.