Однажды попав в Летнюю городскую лабораторию, дети и родители почти всегда возвращаются к нам на следующий год, а потом еще и еще – и уже не могут представить себе лето без 5 дней научного безумия с Sciencely.
А между тем Летним лабораториям уже больше 10 лет – сегодня это один из крупнейших городских летних проектов в Москве и ряде городов России. В чем секрет успеха? Почему дети и родители готовы променять традиционные дачу и море на занятия наукой в центре большого города в любую погоду? Мы спросили у тех, кто создает Летние городские лаборатории – авторов программ, ведущих и организаторов.
А между тем Летним лабораториям уже больше 10 лет – сегодня это один из крупнейших городских летних проектов в Москве и ряде городов России. В чем секрет успеха? Почему дети и родители готовы променять традиционные дачу и море на занятия наукой в центре большого города в любую погоду? Мы спросили у тех, кто создает Летние городские лаборатории – авторов программ, ведущих и организаторов.

Это место, куда можно «сплавить детей», пока родители работают?
Михаил Кнеллер, со-основатель Sciencely
«Пожалуй, когда мы придумывали первые лаборатории в 2014 году, именно так мы предполагали – ведь не у всех родителей есть возможность отправить ребенка на все лето на дачу. Но, конечно, теперь Летние лаборатории – это что-то гораздо большее, в первую очередь, наука. Примерно половину времени дети заняты классными экспериментами – изучают флору и фауну ближайшего парка, строят метеостанцию и ведут наблюдения за погодой, занимаются медициной катастроф».
Ася Данишевская, руководитель команды Летних городских лабораторий
«В Москве каждый год появляются десятки новых летних активностей для детей, рынок очень динамичный. Но Летние лаборатории по-прежнему ни на кого не похожи благодаря сильной научной составляющей. Мы очень много времени тратим на мастер-классы и другие игровые методы донесения сложной информации. У нас есть разные направления – традиционные биология, химия и медицина. Уже третий год подряд мы также делаем направление «Первооткрыватели» для детей помладше, причем в этом году у нас две совершенно разные программы для них.
Мы, конечно, не уникальны в научной нише – в Москве полно разных технопарков и других пространств, знакомящих детей с наукой. Но большую часть времени дети там просто зрители – им демонстрируют какие-то опыты, показывают дорогостоящее (или не очень) оборудование, рассказывают теорию.
У нас ребенок – исследователь, а не зритель. Ребята (особенно 7-8 лет) – это просто супер-концентрированное любопытство. Им интересно всё и вообще не важно, физика, химия, биология, медицина или математика. Мне кажется, что если их отпустить в свободное плавание, они всем 10-12-леткам утрут носы и все их сложные эксперименты сделают быстрее и лучше. С теми, кто постарше, немного сложнее, но зато можно развивать уже более осознанное любопытство, которое может привести к чему-то серьезному, к увлечению конкретной наукой».
«Пожалуй, когда мы придумывали первые лаборатории в 2014 году, именно так мы предполагали – ведь не у всех родителей есть возможность отправить ребенка на все лето на дачу. Но, конечно, теперь Летние лаборатории – это что-то гораздо большее, в первую очередь, наука. Примерно половину времени дети заняты классными экспериментами – изучают флору и фауну ближайшего парка, строят метеостанцию и ведут наблюдения за погодой, занимаются медициной катастроф».
Ася Данишевская, руководитель команды Летних городских лабораторий
«В Москве каждый год появляются десятки новых летних активностей для детей, рынок очень динамичный. Но Летние лаборатории по-прежнему ни на кого не похожи благодаря сильной научной составляющей. Мы очень много времени тратим на мастер-классы и другие игровые методы донесения сложной информации. У нас есть разные направления – традиционные биология, химия и медицина. Уже третий год подряд мы также делаем направление «Первооткрыватели» для детей помладше, причем в этом году у нас две совершенно разные программы для них.
Мы, конечно, не уникальны в научной нише – в Москве полно разных технопарков и других пространств, знакомящих детей с наукой. Но большую часть времени дети там просто зрители – им демонстрируют какие-то опыты, показывают дорогостоящее (или не очень) оборудование, рассказывают теорию.
У нас ребенок – исследователь, а не зритель. Ребята (особенно 7-8 лет) – это просто супер-концентрированное любопытство. Им интересно всё и вообще не важно, физика, химия, биология, медицина или математика. Мне кажется, что если их отпустить в свободное плавание, они всем 10-12-леткам утрут носы и все их сложные эксперименты сделают быстрее и лучше. С теми, кто постарше, немного сложнее, но зато можно развивать уже более осознанное любопытство, которое может привести к чему-то серьезному, к увлечению конкретной наукой».

Дети действительно готовы каждый год возвращаться в Лаборатории, чтобы заниматься летом наукой?
Ася Данишевская
«Дети возвращаются, потому что влюбились в атмосферу Летних лабораторий. А атмосфера создается, конечно, не экспериментами или оборудованием, а людьми. Мы очень серьезно подходим к отбору и обучению наших ведущих и вожатых. Это не аниматоры, которым мы выдали сценарий. Это настоящие молодые ученые, аспиранты и магистранты, которые берут отпуск из своих лабораторий, чтобы поработать с детьми. Конечно, мы обучаем их навыкам "вожатства" – вот как раз недавно проводили трехдневную школу вожатых в Подмосковье.
Мы много внимания уделяем командной работе, коммуникации, обратной связи внутри команды ведущих и вожатых. Они учатся поддерживать эмоционально комфортную атмосферу взаимопомощи. Потому что команда большая, работа с детьми напряженная – и если человек «перегорает», дети это сразу замечают. А для детей ведущие – это ролевые модели. Дети учатся у них реагировать, формулировать, что им нравится или не нравится, многое копируют. Я думаю, что многие родители с этим сталкивались – не нужно рассказывать детям по пунктам, как и что нужно делать. Замечали, что ребенок вдруг повторяет то, что вы делали когда-то, а он просто это скопировал? Обычно в такие моменты я думаю «надо бы за собой следить, а то еще повторит что-нибудь не то».
Катя Ретюнская, ведущая медицинского направления
«Самое главное, что развивают Летние лаборатории, – это умение дружить и работать в команде. А еще дети развивают свой кругозор, учатся мыслить нестандартно и не бояться высказывать своё мнение и предлагать собственные идеи»
Дина Федорова, ведущая и разработчик
«Наши лаборатории отличает большая степень свободы. Порой мы меняем программу, придумываем новые эксперименты и демонстрации по просьбе детей прямо в течение дня. Мы не общаемся с позиции старшего и потому всегда правого, стараемся выстроить товарищеские отношения. А еще мы поддерживаем идеальный баланс учебы и отдыха, чередуя различные типы нагрузки: меняем умственную на физическую, креативную на монотонную».
Михаил Кнеллер:
«При этом мы стараемся быть в постоянном контакте с родителями – начинаем каждую смену с общего собрания, дальше приглашаем в телеграм канал, где ведем подробную трансляцию всего происходящего, по вечерам присылаем рассылку «что дети делали сегодня», а в пятницу вечером приглашаем на нашу традиционную лекцию-викторину и проводим экскурсию по выставке детских достижений».
«Дети возвращаются, потому что влюбились в атмосферу Летних лабораторий. А атмосфера создается, конечно, не экспериментами или оборудованием, а людьми. Мы очень серьезно подходим к отбору и обучению наших ведущих и вожатых. Это не аниматоры, которым мы выдали сценарий. Это настоящие молодые ученые, аспиранты и магистранты, которые берут отпуск из своих лабораторий, чтобы поработать с детьми. Конечно, мы обучаем их навыкам "вожатства" – вот как раз недавно проводили трехдневную школу вожатых в Подмосковье.
Мы много внимания уделяем командной работе, коммуникации, обратной связи внутри команды ведущих и вожатых. Они учатся поддерживать эмоционально комфортную атмосферу взаимопомощи. Потому что команда большая, работа с детьми напряженная – и если человек «перегорает», дети это сразу замечают. А для детей ведущие – это ролевые модели. Дети учатся у них реагировать, формулировать, что им нравится или не нравится, многое копируют. Я думаю, что многие родители с этим сталкивались – не нужно рассказывать детям по пунктам, как и что нужно делать. Замечали, что ребенок вдруг повторяет то, что вы делали когда-то, а он просто это скопировал? Обычно в такие моменты я думаю «надо бы за собой следить, а то еще повторит что-нибудь не то».
Катя Ретюнская, ведущая медицинского направления
«Самое главное, что развивают Летние лаборатории, – это умение дружить и работать в команде. А еще дети развивают свой кругозор, учатся мыслить нестандартно и не бояться высказывать своё мнение и предлагать собственные идеи»
Дина Федорова, ведущая и разработчик
«Наши лаборатории отличает большая степень свободы. Порой мы меняем программу, придумываем новые эксперименты и демонстрации по просьбе детей прямо в течение дня. Мы не общаемся с позиции старшего и потому всегда правого, стараемся выстроить товарищеские отношения. А еще мы поддерживаем идеальный баланс учебы и отдыха, чередуя различные типы нагрузки: меняем умственную на физическую, креативную на монотонную».
Михаил Кнеллер:
«При этом мы стараемся быть в постоянном контакте с родителями – начинаем каждую смену с общего собрания, дальше приглашаем в телеграм канал, где ведем подробную трансляцию всего происходящего, по вечерам присылаем рассылку «что дети делали сегодня», а в пятницу вечером приглашаем на нашу традиционную лекцию-викторину и проводим экскурсию по выставке детских достижений».

Дети выполняют эксперименты, общаются, веселятся – это понятно. А какие конкретно навыки получают дети в итоге?
Ася Данишевская
«Можно долго перечислять, но я бы назвала один важнейший, на мой взгляд, навык – наблюдательность. Мы верим, что именно через научные эксперименты можно развивать универсальную наблюдательность. Это касается не только наблюдения за живой природой, но и внимательности к другим людям, умению слушать, умению замечать какие-то изменения в себе, в коллективе.
И мы еще уделяем довольно много времени рефлексии, то есть подведению итогов. Кажется, что рефлексия – это сейчас какая-то «волшебная таблетка», но иногда она очень помогает найти себя. Не в смысле найти свой путь, а найти себя в данный момент. Что я чувствую, почему мне в этот день супер понравилось, а в следующий день вообще не понравилось. Понять, что игры командные с мячом вообще не для меня. Но открыть для себя фрисби... И если кто-то из детей в семье или, может быть, в школе это уже практикует, то просто поддержать его и сказать, что да, вот смотри, мы здесь тоже стараемся чуть-чуть рефлексировать каждый день. Круто, что ты можешь и сейчас этим заниматься».
Дина Федорова
«Мы постоянно задаем детям вопросы, предлагаем подвергнуть сомнению все свои убеждения. Когда ребята уже хорошо и уверенно себя чувствуют в предмете, мы иногда предлагаем оспорить наши собственные слова – и выходит отличная тренировка».
Прохор Резуев, ведущий
«Навыков можно много перечислить – от базовой мелкой моторики и эрудиции до софт-скилов, потому что за 5 дней детям приходится сблизиться, общаться, договариваться, решать конфликтные ситуации. А еще мы учимся обсуждать разные сложные вопросы и высказывать свое мнение. Как-то раз со взрослым (12-13 лет) отрядом медиков мы обсуждали этичность эвтаназии и пересадки органов»
«Можно долго перечислять, но я бы назвала один важнейший, на мой взгляд, навык – наблюдательность. Мы верим, что именно через научные эксперименты можно развивать универсальную наблюдательность. Это касается не только наблюдения за живой природой, но и внимательности к другим людям, умению слушать, умению замечать какие-то изменения в себе, в коллективе.
И мы еще уделяем довольно много времени рефлексии, то есть подведению итогов. Кажется, что рефлексия – это сейчас какая-то «волшебная таблетка», но иногда она очень помогает найти себя. Не в смысле найти свой путь, а найти себя в данный момент. Что я чувствую, почему мне в этот день супер понравилось, а в следующий день вообще не понравилось. Понять, что игры командные с мячом вообще не для меня. Но открыть для себя фрисби... И если кто-то из детей в семье или, может быть, в школе это уже практикует, то просто поддержать его и сказать, что да, вот смотри, мы здесь тоже стараемся чуть-чуть рефлексировать каждый день. Круто, что ты можешь и сейчас этим заниматься».
Дина Федорова
«Мы постоянно задаем детям вопросы, предлагаем подвергнуть сомнению все свои убеждения. Когда ребята уже хорошо и уверенно себя чувствуют в предмете, мы иногда предлагаем оспорить наши собственные слова – и выходит отличная тренировка».
Прохор Резуев, ведущий
«Навыков можно много перечислить – от базовой мелкой моторики и эрудиции до софт-скилов, потому что за 5 дней детям приходится сблизиться, общаться, договариваться, решать конфликтные ситуации. А еще мы учимся обсуждать разные сложные вопросы и высказывать свое мнение. Как-то раз со взрослым (12-13 лет) отрядом медиков мы обсуждали этичность эвтаназии и пересадки органов»

Расскажите про самые яркие эксперименты за все время существования Летних лабораторий
Михаил Каптюг, со-основатель Sciencely
«Самые эпичные эксперименты – это связанные с жизнью как таковой. Кажется, в 2015 году мы купили инкубатор, подгадали цикл созревания яйца (21 день) и заложили в него яйца так, чтобы на второй день биологической смены у нас вылупились птенцы. Помню, что в этот момент все ребята – химики, медики, физики – бросили свою работу и выстроились в очередь перед инкубаторами, чтобы увидеть это. Вы спросите, а сейчас это можно сделать? Нет, к нам пришёл Роспотребнадзор и постановил, что цыплята у нас что-то там по ГОСТу недополучают, инсоляции кажется. Это смешно, ведь судьба наших цыплят сложилась гораздо счастливее, чем это обычно происходит – их всех забрали родители и отвезли на свои дачи в качестве домашних питомцев. И потом ещё долго присылали фотографии счастливых цыплячих семейств.
В 2021 году мы в ДК ЗИЛ запускали настоящих спортивных голубей, которые потом возвращались обратно в родную голубятню где-то на окраине Москвы. Мы вешали на них датчики и отслеживали перемещение, считали скорость и так далее».
«Самые эпичные эксперименты – это связанные с жизнью как таковой. Кажется, в 2015 году мы купили инкубатор, подгадали цикл созревания яйца (21 день) и заложили в него яйца так, чтобы на второй день биологической смены у нас вылупились птенцы. Помню, что в этот момент все ребята – химики, медики, физики – бросили свою работу и выстроились в очередь перед инкубаторами, чтобы увидеть это. Вы спросите, а сейчас это можно сделать? Нет, к нам пришёл Роспотребнадзор и постановил, что цыплята у нас что-то там по ГОСТу недополучают, инсоляции кажется. Это смешно, ведь судьба наших цыплят сложилась гораздо счастливее, чем это обычно происходит – их всех забрали родители и отвезли на свои дачи в качестве домашних питомцев. И потом ещё долго присылали фотографии счастливых цыплячих семейств.
В 2021 году мы в ДК ЗИЛ запускали настоящих спортивных голубей, которые потом возвращались обратно в родную голубятню где-то на окраине Москвы. Мы вешали на них датчики и отслеживали перемещение, считали скорость и так далее».

Дина Федорова
«Самым лучшим экспериментом, по мнению начинающих врачей, всегда будет наиболее кровавый. И на удивление, детям нравится учиться шить! В вообще, в медицине мы выбираем такие эксперименты, где ребята сразу смогут увидеть результат (наглядные операции) и где они могут получить навык: исследовать, ушивать, диагностировать, использовать передовые технологии. А ещё как-то раз мы дали ребятам потренироваться в обследовании и переноске вожатого – не обошлось без легких травм, но никто не остался в обиде, а вожатый отделался легким испугом».
Катя Ретюнская
«Вообще, все эксперименты, которые связаны с «порезать скальпелем» или «порвать мыщцу» у манекена, пользуются невероятным спросом у детей не только медицинского отряда, но и на гостевых мастер-классах. Но в топ фаворитов входят операции на кишечнике, это, наверное, одни из самых «грязных» операций на ЛГЛ, всё содержимое кишки манекена оказывается на ребятах, что вызывает неописуемый восторг»
«Самым лучшим экспериментом, по мнению начинающих врачей, всегда будет наиболее кровавый. И на удивление, детям нравится учиться шить! В вообще, в медицине мы выбираем такие эксперименты, где ребята сразу смогут увидеть результат (наглядные операции) и где они могут получить навык: исследовать, ушивать, диагностировать, использовать передовые технологии. А ещё как-то раз мы дали ребятам потренироваться в обследовании и переноске вожатого – не обошлось без легких травм, но никто не остался в обиде, а вожатый отделался легким испугом».
Катя Ретюнская
«Вообще, все эксперименты, которые связаны с «порезать скальпелем» или «порвать мыщцу» у манекена, пользуются невероятным спросом у детей не только медицинского отряда, но и на гостевых мастер-классах. Но в топ фаворитов входят операции на кишечнике, это, наверное, одни из самых «грязных» операций на ЛГЛ, всё содержимое кишки манекена оказывается на ребятах, что вызывает неописуемый восторг»