Sciencely

ОЦЕНКИ В ШКОЛЕ: ЧТО С НИМИ НЕ ТАК

Учебный год закончился – дети, родители и учителя могут выдохнуть спокойно (заранее приносим извинения сдающим ЕГЭ и ОГЭ). Но еще совсем недавно все пребывали в диком стрессе – итоговые контрольные, экзамены и прочие инструменты оценки полученных за год знаний. Стремление получить хорошую оценку часто перевешивает все остальное, и мало кто в этом хаосе еще понимает, зачем вообще дети ходят в школу.

Поговорили с Настей Ольховской о том, что не так со школьными оценками и что с этим делать родителям. Настя руководит нашей командой разработки и по образованию психолог и педагог. Она считает, что оценки прежде всего должны давать детям обратную связь, а не является самостоятельной целью.

Система оценок в школе

Невозможно себе представить учебу без обратной связи (ОС), если говорить про доказательную педагогику). Причем ребенку важно получить как быструю ОС (прямо сейчас, в моменте – что именно не получается), так и более широкую и глобальную (что поправить на длинной дистанции, а что идет хорошо).

Какие оценки в школе

Оценки учеников в школе нужны только если они дают адекватную обратную связь. Трудно ждать этого от по сути трехбалльной школьной системы (3, 4 и 5). Спросите учителей, за что они ставят оценку – за сравнение ребенка с ним же вчерашним или относительно стандарта? Или другой пример: задачи в контрольной по математике решены правильно, но с помарками. Это какая оценка?

Критерии оценивания в школе

Обычно в школе у каждого учителя свои критерии, и они не всегда прозрачны. Поэтому для ребенка оценка мало связана с его реальными знаниями. Все просто хотят пятерку любой ценой, чтобы быть хорошими. Оценки ребенка в школе становятся целью, хотя обратная связь не должна быть целью! Она должна помогать ребенку развиваться – не важно, хорошая она или плохая. Если у ребенка одни пятерки, всегда ли это говорит о том, что он развивается и работает над собой? Не уверена.

Оценки в начальной школе

Что делать родителям? Во-первых, желательно, чтобы к первому классу ребенок подходил с чувством, что ему интересно учиться и узнавать новое. И что ему помогут с обратной связью. Когда учеба началась, посмотрите внимательнее, что учитель пишет в детских тетрадях. Обычно там не просто стоит оценка, а есть пометки или замечания, то есть более или менее развернутая ОС. Обсудите ее это с ребенком, разберитесь, а не просто спросите «Что сегодня получил?»

Так формируется здоровое отношение к оценкам, и ребенок перестает делать из оценки культ. Если же вы видите, что ребенок не получает достаточно обратной связи, поговорите с учителем, как изменить эту ситуацию. Во многих начальных школах сейчас вообще не ставят оценки. Это попытка уйти от привычной схемы, и это не значит, что в 1-4 классах нет никакой ОС (хотя встречается и такое).

Оценки в средней школе

В средней школе важно объяснить ребенку ситуацию – да, есть оценки, и у каждого учителя свой подход к этому. Но учимся мы, опять же, не ради оценок. Следите за тем, чтобы у ребенка хватало обратной связи и она адекватно им воспринималась. Есть, кстати, разные сайты, где можно решать задачки и получать ОС.

Еще – не создавать культ оценок. Бабушки и дедушки особенно это любят, приводя в пример условного «сына маминой подруги», который окончил школу на одни пятерки. Это вообще ни о чем не говорит. Мы учимся не ради оценок, а ради знаний. И хорошо, если оценки адекватно отражают ситуацию, но это не всегда так.

Оценки за год в школе и ЕГЭ

Вопрос – насколько важны школьные оценки для ЕГЭ? Или для какой-то другой цели, которую вы поставили для ребенка (и себя). Расскажу свою историю. В старшей школе у меня было очень много пятерок, одна четверка и две тройки. Все мои одноклассники таскались за учителями, чтобы пересдать свои тройки. А я все свободное время готовилась к поступлению в МГУ, и мне было не до того, чтобы исправлять тройки. В итоге у нас в классе полно хорошистов, а я с тройками поступила в МГУ и окончила его с красным дипломом. Не заставляйте ребёнка быть идеальным во всем и получать оценки ради оценок. Просто поставьте цель и следите за оценками как за маркёром продвижения к ней.Невозможно себе представить учебу без обратной связи (ОС), если говорить про доказательную педагогику). Причем ребенку важно получить как быструю ОС (прямо сейчас, в моменте – что именно не получается), так и более широкую и глобальную (что поправить на длинной дистанции, а что идет хорошо).