ПАЛЕОНТОЛОГИЯ
На программе «Палеонтология» ребята изучали находку, сделанную другом палеонтолога — собакой по имени Косточка. Она нашла неизвестную кость. Юные палеонтологи исследовали кость и породу, в которой она находилась, чтобы доказать: это настоящая археологическая находка.
1
Лаборатория полевых раскопок
В лаборатории полевых раскопок учились работать с археологическими инструментами: молотками, стамесками и кисточками. Извлекли из твердой горной породы еще одну кость. Это оказалась челюсть древнего животного. Изучили ее с помощью лупы и ультрафиолетового света и по форме зубов предположили, что животное было хищником.
2
Лаборатория ископаемых следов
В лаборатории ископаемых следов внимательно изучили след, найденный рядом с костью. Поняли, что животное опиралось на 4 пальца, что у него были когти, а ноги покрыты чешуйками. Сделали альгинатный слепок со следа, чтобы воссоздать ногу, и сравнили размеры следа с размерами уже хорошо изученного скелета тираннозавра. Сопоставив размеры, выяснили, что динозавр, которому принадлежит след, был около 30 см ростом.
3
Лаборатория пыльцевого датирования
В лаборатории пыльцевого датирования познакомились с наукой, которая изучает споры и пыльцу древних растений — палинологией. С ее помощью можно достаточно точно узнать период образования породы, а значит, понять, когда жил наш динозавр. Проанализировали породы на наличие в них таких спор и пыльцы — для этого изучили под микроскопом наши образцы и нашли в них пыльцу цветковых растений. Сделали вывод, что нашему динозавру не более 150 миллионов лет.
4
Лаборатория генетического родства
В лаборатории генетического родства выделили из найденной кости ДНК. Загрузили последовательность найденного фрагмента ДНК в базу данных и узнали, что это характерная для многих птиц последовательность, а это значит, что найденный динозавр состоит в родстве с птицами.
В результате всех проведенных исследований ребята не просто доказали, что найденная кость — это ценная палеонтологическая находка, но и определили, что она пренадлежит археоптериксу.
ПОЧИТАТЬ
Андрей Чупин
Вместе с этой книгой можно совершить путешествие во времени и погрузиться в историю Земли.
Дмитрий Григорьев
Эта книга расскажет о том, как образуются окаменелости, как ученые их находят, выкапывают, хранят, везут в лабораторию и извлекают из породы.
Уильямс Барр
Из этой книги ты узнаешь, как на Земле появилась жизнь и как за миллиарды лет простые клетки смогли превратиться в человека.
Александр Никонов
Ребят постарше может заинтересовать эта книга.
Еще немного о динозаврах. Сначала комиксы о характерах и привычках динозавров, а во второй части каждому животному отведена отдельная страница. Вопросы, задания и игры делают знакомство с динозаврами еще увлекательнее.
ПОСМОТРЕТЬ
1
Если вы хотите узнать, кто такие живые ископаемые, какие животные и растения появились раньше всех и где можно найти ближайшего родственника динозавра, посмотрите выпуск «Живые ископаемые» на канале Моя Планета.
2
Что будет, если всю историю Земли уместить в один день? Видео, которое поможет понять и сравнить масштабы временных периодов в истории нашей планеты
3
Что такое эволюция? Короткий анимационный фильм, выпущенный каналом Постнаука, который поможет разобраться в механизмах эволюции.
4
Палеонтология: новые удивительные открытия. Лекция Яны Шуруповой, сотрудницы кафедры биологической эволюции биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, о том, что палеонтология — это не только динозавры.
5
Канал Королевского Тирелловского палеонтологического музея. На канале сотрудники музея рассказывают о коллекциях и приглашают ученых-палеонтологов со всего мира. Видео на канале выходят на английском языке, но к ним можно включить русские субтитры.