ЗАНЯТИЕ 4. БЕСЕДА: КАК ГОВОРИТЬ С ЧЕЛОВЕКОМ
Как говорить с человеком, чтобы он сам хотел о себе рассказать? Обсудим, как психолог выстраивает коммуникацию. Потренируемся в установлении контакта и определим словарный состав, и стиль беседы на начальном этапе. Поупражняемся в применении техник активного слушания, чтобы любой человек мог почувствовать себя комфортно в разговоре. Узнаем, что такое «клиническая беседа», что такое психологическое интервью и в чём его отличие от журналистского.
ЗАНЯТИЕ 5. БЕСЕДА: О ЧЕМ ГОВОРИТЬ
Почему в исследованиях психологи избегают прямых вопросов? И как сформулировать вопрос «не в лоб», чтобы получить нужный ответ? В этом нам поможет метод глубинного интервью. Побудем в роли UX-исследователя и составим вопросы к интервью, а также потренируемся в его проведении.
ЗАНЯТИЕ 6. ТЕСТЫ
Что психолог может проверить с помощью теста? Разберём, как устроены самые известные психологические тесты, в том числе тест Айзенка. Узнаем, чем поведение психолога при тестировании отличается от его поведения во время беседы. А также создадим несколько своих вопросов для теста.
ЗАНЯТИЕ 7. ОПРОСНИК И РЕСПОНДЕНТЫ
Познакомимся с любимым методом современных исследователей-психологов. Чем отличается опросник от теста? Что на самом деле можно узнать о человеке после того, как он «оценил своё согласие с утверждениями от 1 до 7» ? Что можно измерить с помощью опросника, а что нет? Пробуем пройти опросник самостоятельно и проанализируем его.
ЗАНЯТИЕ 8. ОПРОСНИК И ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Превратимся из респондентов опросника в исследователей. Потренируемся составлять вопросы и подбирать к ним варианты ответов. Узнаём, что такое прямая и обратная шкалы и как обрабатывать их результаты. А также составим опросники и проведем их прямо на занятии, а затем презентуем результаты собственного социально-психологического опроса.
ЗАНЯТИЕ 9. ОБРАБОТКА ДАННЫХ
Тесты и опросы провели. А что делать с полученными цифрами? Погрузимся в основы статистики. Что такое выборка и кого и зачем надо «выбирать»? Как можно делать выводы о всех людях, если все люди в исследовании никогда не поучаствуют? Что такое кривая нормального распределения и зачем она нужна психологам? И зачем нужны статистические величины: среднее, медиана, мода? Объясним очень сложные вещи простым и жизненным языком.
ЗАНЯТИЕ 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Как психологи проводят эксперименты в лабораторных и в полевых условиях? Почему психологический эксперимент называют «квази-экспериментом»? Что мы можем контролировать при проведении психологических экспериментов, а что на самом деле нет? А еще познакомимся с известными психологическими экспериментами и проанализируем с точки зрения метода. И, конечно, обсудим многочисленные вопросы этики.
ЗАНЯТИЕ 11. ЭКСПЕРИМЕНТ В ДЕЙСТВИИ
Будем разбираться, как строится экспериментальный план исследования. Узнаем, как в психологическом исследовании выглядит гипотеза, какой она бывает и как её выдвигать. Поговорим о переменных: зависимых, независимых, дополнительных и побочных. И, наконец, попробуем составить свою схему эксперимента для решения реальной исследовательской проблемы.
ЗАНЯТИЕ 12. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Правда ли, что психологи могут узнать о человеке то, что он не знает сам о себе? Да, и это вовсе не чтение мыслей. Поговорим о бессознательной части психики и о том, как её исследовать. Вспомним и небезызвестного Зигмунда Фрейда, и узнаваемые пятна Роршаха. Попробуем самые простые проективные методики на себе и обсудим, почему они работают, даже если мы знаем о них все.
ЗАНЯТИЕ 13. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Обсудим, как можно исследовать психику «напрямую», не обращаясь к мнению человека о себе. Поговорим о том, как нервная система отвечает на вопросы психолога, и как «общаться» с мозгом. И узнаем, что психологу могут сказать такие показатели, как КГР, ЭЭГ, и МРТ.
ЗАНЯТИЯЕ 14. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Подводим итоги всех исследовательских проектов, а затем устраиваем финальный квиз.